Примитивизм — направление в искусстве, основанное на создании произведения на основе базисных и первичных элементов в сюжете и технике исполнения. Дискуссия о том, в какой степени нужно упростить жизнь и вернуться назад к основам продолжается с изобретения письменности. В древности превосходство простой жизни было выражено в мифе о золотом веке, передаваемым в различных жанрах поэзии и изобразительном искусстве известном как пастырское. Споры о достоинствах и недостатках простой по сравнению со сложной жизнью зазвучали с новой силой после встречи с доселе неизвестными народами. Тем не менее, отображение традиций культуры бытности народов подчёркивает историческую роль примитивизма. В технике исполнения сюжетно-примитивная картина это памятник раннего периода эволюции искусства. Произведения, принадлежащие ранним стадиям развития той или иной культуры при сравнительно невысокой технике исполнения. К примитиву относятся ранние стадии искусства каждого народа и первобытное искусство после его открытия. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. К первым проявления примитивизма относятся наскальные рисунки, как правило, наносимые в пещерах.
В пятнадцатом веке аргументы о предполагаемом превосходстве коренных народов в основном использовались как риторический приём, для того чтобы критиковать аспекты цивилизованных обществ. В контексте современной для шестнадцатого и семнадцатого века дискуссии, отмечается известный как большой спор древних и современных людей над тем, что лучше, классическая поэзия или современная народная литература. В области эстетики продолжались эксцентричные утверждения о том, что первобытный человек был ближе к источникам поэзии и художественного вдохновения, чем цивилизованный или современный человек. В восемнадцатом веке определились в пролегоменах своеобразие устной литературы как примеров народной или устной традиции. Дальнейшее развитие подобных идей ограничивалось относительно небольшим числом влиятельных авторов в литературе или отсутствием эффективных методов распространения в сфере визуальных искусств. Такие аргументы, как известно, влияли на образованных людей.
В начале девятнадцатого века происходит появление и становление историзма, проявляется возможность и способность судить о разных эпохах в собственном контексте и по своим критериям. Результат этого нового историзма явились возникновение новых школ изобразительного искусства, что стремятся до сих пор передать беспрецедентный уровень исторической верности. Неоклассицизм в изобразительном искусстве и архитектуре был одним результатом, с другой стороны движение в искусстве в котором черпали вдохновение благочестивых картин, явилось предметом становления так называемых примитивных школ. Где в академической живописи использовали тёмные глазури с высокой избирательностью, идеализированные формы, и строгое подавление деталей, примитивисты же использовали нечёткие контуры, яркие цвета и не уделяли особое внимание к деталям. К племенным и другим видам нецивилизованного искусства также обращались те, кто были недовольны репрессивными аспектами цивилизованной культуры, как к пастырскому искусству, существующему на протяжении тысячелетий. Подражания племенному или архаическому искусству также попадают в категорию историзма девятнадцатого века, так как в этих имитациях художники стремятся воспроизвести искусство в аутентичной манере. Реальные примеры племенного, архаичного и народного искусства ценились как у творческих художников, так и коллекционеров.
Два явления потрясли мир изобразительного искусства в середине девятнадцатого века. Первое, изобретение фотографической камеры, которое возможно стимулировало развитие реализма в искусстве. Второе, открытие в мире математики неевклидовой геометрии, которое свергло две тысячи лет кажущимися абсолюты евклидовой геометрии и поставило под сомнение перспективы академических традиций и слепого подражания классическим образцам, предлагая возможность существования нескольких мерных миров и перспективы, в которой вещь может выглядеть совсем иначе. Открытые возможно новые размеры имели противоположный эффект фотографии и работали на то чтобы противодействовать реализму. Художники, математики и интеллектуалы теперь поняли, что есть и другие способы видения вещей сверх того, что они учили в школах изящных искусств и школах академической живописи, которая предусматривала жёсткость учебного плана, основанного на копировании идеализированных, классических форм и проводила кульминацию цивилизации и знания.
В восстании против этого догматического подхода, некоторые художники академисты начали пытаться изобразить реалии, которые могут существовать в мире за пределами ограничений трёхмерного мира, обычных представление опосредованных классической скульптурой. Экспериментальные изыскания в искусстве, отходящие от реализма и натурализма, сознательно отрывающиеся от классических академичных принципов в поисках новых форм художественного выражения проявились и в авангардном искусстве. В критике искусства возникновение примитивизма как художественного течения связывали, с одной стороны, неприятием современной урбанизированной жизни и массовой культуры надуманно соотнося его с процессами художественной антиглобализации, с другой вызовом изощрённому элитарному искусству представляя его своеобразным антиискусством. В основе же лежало стремление художника обрести чистоту взгляда на мир, присущую неиспорченному цивилизацией сознанию. В двадцатом и двадцать первом веке обозначение примитив в целом утратило оценочный оттенок и обрело номенклатурный смысл.
Характеристика пейзажно-портретного примитивизма определяется из отношения формальных качеств живописи. Традиционная техника исполнения живописного примитивизма определяется из несоблюдения трёх фундаментальных правил перспективы, как они определены в академической живописи: уменьшение размеров объектов пропорционально на расстоянии, ослабление цвета на расстоянии, снижение точности деталей на расстоянии. В результате складываются три отличительные черты живописного примитивизма: первое, неловок аспект эффекта перспективы, непропорциональность и несоизмеримость соотношений объектов на расстоянии, второе, сильное использование шаблона, неочищенные цвета во всех планах композиции, без ослабления в фоновом режиме, и третье, равная точность на расстоянии в деталях, в том числе фон, который не оттушёван. Простота, а не тонкости полностью формирует узнаваемый стиль примитивного искусства. Не пренебрегая тремя принципами и пытаясь следовать приёмам академической живописи, создаётся своеобразное искусство псевдопримитивизма. В своеобразном программном, сознательном несоблюдении трёх правил перспективы и намеренном опрощении изобразительных средств заключена традиционная отличительная техника исполнения живописного примитивизма.
Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений, где понимание примитива двояко, с одной стороны первоначальное, неразвитое, простое в сравнении с последующими явлениями того же рода связывает примитивизм с изысками направленными на отображение мотивов предметного мира, человека и природы с присущим квазиреализмом и квазинатурализмом. Многожанровый примитивизм характеризуется упрощением художественных образов и выразительных средств, ориентацией на формы примитива. Подразумевая под примитивом нечто первоначальное, неразвитое, простое в сравнении с последующими явлениями того же рода, этим определяется обобщённый мотив художественных произведений как выражение традиционных сюжетов быта и культурных особенностей народов. Художник Поль Гоген, заметил:
«Ты всегда можешь найти утешение в примитиве».
Некоторые художники смотрят на искусство, в котором используется одна точка перспективы. В целом неевклидова перспектива, являющаяся характерной чертой ряда даистских и нетистских художественных направлений, и племенное искусство очаровывает художников-примитивистов, которые, по-видимому, в них изображают реальность духовного мира. Кроме того, смотрят на искусство неподготовленных художников наивистов, в котором, вероятно изображён интерьер эмоциональной реальности и которое было проигнорировано в повар-книгах стилей академической живописи. Но сформированном в экспрессионизме, направлении с тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа или эмоционального состояния самого художника в экспрессреализме, где произведения являются прямым отражением внутреннего мира художника и прочих парадигмах слова.
С другой стороны понятие примитива включает в себя понимание, сформированное в рамках авангардистских и нетистских течений, его определения как геометрической единицы или элементарного графического объекта. Если в пейзажно-портретный примитивизм это упрощённое отображение мотивов предметного мира, то во втором случае примитивизм это изображение беспредметных геометрических примитивов или комбинаций правильных геометрических фигур, таких как квадрат, круг, треугольник. Геометрический примитивизм, использующий простейшие геометрические формы в живописной практике является прямой отсылкой к таким направлениям как супрематизм, минимализм и беспредметизм. Образцом художественного совершенства геометрического примитивизма представляется картина «Черный квадрат». Казимир Малевич первоначально называл свою работу чёрный прямоугольник на белом фоне, но со временем на ней закрепилось название квадрат, хотя это и неверно с точки зрения геометрии. Произведение не имеет ни верха, ни низа, приблизительно одинаковые расстояния отделяют края квадрата от вертикальной и горизонтальной линий рамы. Немногие отклонения от чистой геометрии напоминают зрителям о том, что картина всё-таки написана кистью, что художник не прибегал к циркулю и линейке, рисовал элементарную геометрическую форму на глазок, приобщался к её внутреннему смыслу. Чёрный квадрат на белом фоне является знаком, основным элементом художественной системы супрематизм. Художник впоследствии много думал о чёрном квадрате, писал теоретические работы, связывал его с космическим сознанием. Метод выражения структуры мироздания в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга в супрематизме соотносится с принципом абсолютного упрощения как крайнего проявления сущности минимализма и принципом отрицания предметности в беспредметизме, ряде нетиских направлений.
Правильный многоугольник в контексте геометрического примитивизма отобразил Виктор Сизов, изобразив картину «Желтый квадрат». Положил тем самым начало развития теории и практики художественного направления беспредметизм. В изобразительном искусстве направление беспредметизм основано на использовании геометрических форм, иногда, хотя и не всегда, расположенных в не-иллюзорного пространства и объединённых в необъектные, беспредметные композиций. В основе беспредметных композиций лежит создание художественного пространства путём сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. На протяжении двадцатого века искусства исторического дискурса критиков и художников, работающих в редуктивной или чистых линий абстракции, часто предполагается, что беспредметизм представляет собой высоту практики беспредметного искусства, которая обращает внимание на пластичность корня и двуразмерность живописи как художественной среды. Термин беспредметизм впервые употребил Виктор Сизов в названии заметки опубликованной в виде семи отрывистых предложений в порядке русского алфавита. Полный рукописный текст был утерян. Восстановление хронологически-логической структуры заметки явилось объектом дискуссий, а некоторые рассуждения приняли форму одностороннего диалога мыслителей. Очевидно, что нарушение структуры это потеря понимания хода мысли и утеря вероятного вывода, а также создание логического барьера при попытке продолжения общего рассуждения. Также дискуссионным явился вопрос о характере рассуждений, почему художник, изображая картину жёлтый квадрат, теоретизирует о цвете чёрном. Вероятно, это объясняет смешанную структуру заметки в семи предложениях. Было высказано мнение о том, что через рассуждения о чёрном цвете он мог прийти к пониманию его как наступления ночи и, следовательно, логично предположить, что жёлтый квадрат является символом восхода Солнца и наступления дня.
Наполнение смыслом и идеализация знаковости обусловлено присущей направлениям примитивизма с беспредметными сюжетами символизацией. В критике аллегории геометризованных произведений разнообразны. Например, линейное понимание геометрического примитивизма ставит вопрос о том, что такое художественное произведение. С позиции сколизма произвольно интерпретированный материальный объект не является художественным произведением, таковым является только выразительная материальная модель, ибо только она является продуктом художественного творчества, которое нельзя смешивать с художественным восприятием. Например, человек без всякой художественной подготовки может скопировать из учебника психологии чёрный квадрат на белом фоне, из справочника по цветоведению красный и жёлтый квадрат на таком же фоне. Все три копии могут быть интерпретированы различным образом. Так, чёрный квадрат можно истолковать как ночное небо, затянутое облаками в случае реалистической интерпретации или как аллегорию трансцендентной бездны, воплощающей ничто в случае символистской интерпретации. Соответственно красный квадрат может быть реалистически интерпретирован как вечернее небо во время заката или символически как аллегория кровавой мировой войны. Таким образом, жёлтый квадрат в случае реалистической интерпретации может рассматриваться как термоядерный синтез гелия из водорода, а в случае символической интерпретации как аллегория теории, рассматривающей свет как поток материальных частиц или аллегория квадрата скорости света. Однако все эти интерпретации не превратят описанные копии в художественные произведения по той причине, что мы здесь имеем дело не с выразительными материальными моделями, а с произвольно интерпретированными материальными объектами. Однако ситуация изменится радикально, если из таких квадратов сконструировать гармоническую композицию, сочетающую систему контрастов и равновесий. В этом случае появится такой материальный объект, который является выразительной материальной моделью. Такая модель кодирует определённые переживания, связанные с гармонией контрастов и равновесий.
Основываясь не на технической характеристике примитивов, а на использовании не-иллюзорного пространства направления изображающие геометризованные формы могут быть определены как неометрический примитивизм. При отсутствии размерности цвета, примитивы прибывают вне размерности или новоразмерности. Цвет при формах примитива всецело используется в монохромизме. В монохромизме или монохромном примитивизме традиционные представления о символике цвета носят персонализированный характер. Используя принцип мнимой метонимии, монохромные примитивы обретают некоторый ассоциативный ряд, благодаря замене предполагаемого предмета или явления в виде монохромного примитива, не имеющего никакого распознаваемого содержания, другими предполагаемыми предметами или явлениями. Такой подход применяется и к художественным произведениям абстракционизма. Василий Кандинский основатель и теоретик направления абстрактного искусства, отметил:
«Однако необходимо подчеркнуть, что совершенно чистые по звучанию, так сказать, однотонно окрашенные элементы не существуют в реальности, что даже элементы, принятые за основные, или первоэлементы, обладают не примитивной, а сложной природой. Все понятия, связанные с примитивностью, относительны, поэтому относителен и наш научный язык».
В геометрическом примитивизме выделяется стереометрический примитивизм, основанный на комбинациях правильных плоскостных объёмов: конуса, куба, цилиндра, шара. Кубизм характеризуется использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением раздробить реальные объекты на стереометрические примитивы, стремление выявить простейшие геометрические формы, лежащие в основе предметов. Чтобы полнее выразить идеи вещей, художники отвергают традиционную перспективу как оптическую иллюзию и стремятся дать их всеобъемлющее изображение посредством разложения формы и совмещения нескольких её видов в рамках одной картины. Повышенный интерес к форме ведёт к разграничению в использовании цветов. Тёплые цвета для выступающих элементов сюжетного мотива, холодные цвета для удалённых или отдалённых элементов картины. Стереометрический примитивизм выражен также в живописи тубизма, где в картинах объекты имеют цилиндрические формы. Формы картин большей частью трубчатые, фигуры имеют более обтекаемую, приближенную к цилиндрической форму. В дуальном выводе, сформированном в изысках арсизма, выражено общее понимание техники двуразмерной живописи при сюжете глубоко-традиционных мотивов человеческого быта в живописном примитивизме и фундаментальных форм геометрического примитивизма:
«В примитивизме художник примитивен в рисунке, но есть и тот, кто рисует примитивы».
Весь интернет
Сборник афоризмов - Примитивизм - цитаты.