Супрематизм — направление в искусстве, основанное как метод выражения структуры мироздания в построении композиционной формы художественного произведения из комбинаций разноцветных плоскостей и простейших очертаний: прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника, в наипростейших формах, которые лежат в основе всех других форм физического мира. Термин, восходящий к латинскому корню «suprem», означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В супрематических картинах отсутствует представление о верхе и низе, левом и правом. Все направления картины равноправны, как в космическом пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному тяготению, ориентации верх-низ, оно перестало быть геоцентричным, то есть частным случаем Вселенной. Возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, и в то же время соотнесённый как равный с универсальной мировой гармонией. Сочетание цветового мышления с разновеликими супрематическими фигурами образует пронизанные внутренним движением уравновешенные ассимметричные супрематические композиции, художественное произведение, прообраз архитектурно-скульптурных или пространственно-супрематических моделей архитектонов, в которых плоские элементы очертаний композиционного мотива художественного произведения предварительный набросок, фиксирующий замысел для построения объёмно-пространственных форм скульптурных и архитектурных сооружений. Вертикальные и горизонтальные архитектонные макеты супрематических архитектурных моделей строятся на пространственной динамике, комбинаций объёмов из художественных плоскостных форм.

В поиске четвёртого измерения и стремлении преодолеть земное притяжение архитектоны имеют различное применение в архитектуре и строительстве, дизайне интерьеров, в монументально-декоративных композициях, а также в качестве моделей объектов космически-динамической архитектуры. В литературе, музыке и кинематографе сюжетная беспредметность основа построения композиционного пространства произведения, направление беспредметного искусства. Стиль, положенный Казимир Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910 - 1915 годов. Фактически, в понимании Малевича, это оценочная характеристика. Супрематизм высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства. В этом смысле Малевич и первобытное орнаментальное искусство считал супрематическим или «супремовидным». Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин с изображением геометрических абстракций. Включая знаменитый «Черный квадрат» на белом фоне, «Черный крест» и другие произведения выставленных на петроградской футуристической выставке «Ноль-десять» в 1915 году. Именно за этими и подобными им геометрическими абстракциями и закрепилось название супрематизм, хотя сам Малевич относил к нему и многие свои работы 1920-х годов, внешне содержавшие некоторые формы конкретных предметов, особенно фигуры людей, но сохранявшие «супрематический дух».

Да и собственно более поздние теоретические разработки Малевича не дают оснований сводить супрематизм только к геометрическим абстракциям, хотя они, конечно, составляют его ядро, сущность и даже подводят живопись к пределу ее бытия вообще как вида искусства, т. е. к живописному нулю, за которым уже нет собственно живописи. Этот путь во второй половине века и продолжили многочисленные направления в арт-деятельности, отказавшиеся от кистей, красок, холста. Многие создатели новейших направлений в искусстве, современных артефактов чтят Малевича за его супрематизм и считают своим предтечей и духовным отцом. Быстро пройдя в своем супрематическом творчестве три основных этапа с 1913 по 1918 год, он одновременно, и особенно, начиная с 1919 года, пытался осмыслить суть открытого им пути и направления. При этом наблюдается смена акцентов и тональности в понимании сути и задач супрематизма от экстремистски-эпатажного манифестирования, в работах в период с 1920 по 1923 год, к более глубоким и спокойным рассуждениям в полотнах 1927 года. В брошюре-альбоме 1920 года «Супрематизм. 34 рисунка» Малевич определяет три периода развития супрематизма в соответствии с тремя квадратами: черным, красным и белым, как черный, цветной и белый. Периоды были построены в чисто плоскостном развитии. Основанием их построения было главное экономическое начало одной плоскостью передать силу статики или видимого динамического покоя. Стремясь освободить искусство от внехудожественных элементов, Малевич своим черным и белым «периодами» фактически освобождает его. И от собственно художественных, выводя «за нуль» формы и цвета в некое иное, практически внехудожественное и внеэстетическое измерение. Малевич эпатирует публику и своих коллег-художников:

Код:
«О живописи в супрематизме не может быть речи. Живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого».


И позже Малевич пишет:

Код:
«Построение супрематических форм цветного порядка ничуть не связано эстетической необходимостью как цвета, так формы или фигуры, тоже черный период и белый».


Главными параметрами супрематизма на этом этапе ему представляются «экономическое начало», энергетика цвета и формы, своеобразный космизм. Отголоски многочисленных естественнонаучных и физических в частности, экономических, психологических и философских теорий того времени сливаются здесь у Малевича в некую эклектическую, а сегодня мы сказали бы постмодернистскую, хотя и у главного авангардиста, теорию искусства. Как художник с тонким живописным чутьем, он ощущает различную реальную энергетику любого предмета, цвета, формы и стремится «работать» с ними, организовать их в плоскости холста на основе предельной «экономии». Эту тенденцию в наше уже время по-своему разовьет минимализм. «Экономия» выступает у Малевича при этом «пятой мерой», или пятым измерением искусства, выводящим его не только из плоскости холста, но и за пределы Земли, помогая преодолеть силу притяжения и, более того вообще из нашего трех-четырехмерного пространства в особые космическо-психические измерения. Супрематические знаковые конструкции, заменившие, как утверждал Малевич, символы традиционного искусства, превратились вдруг для него в самостоятельные:

Код:
«Живые миры, готовые улететь в пространство».


И занять там особое место наряду с другими космическими мирами. Увлеченный этими перспективами, Малевич начинает конструировать пространственные «супремусы» архитектоны и планиты, как прообразы будущих космических станций, аппаратов, жилищ. Категорически отказавшись от одного, земного, утилитаризма, он под влиянием новейших физико-космических теорий приводит искусство к новому утилитаризму, уже космическому. Главный элемент супрематических работ Малевича квадрат. Затем будут комбинации квадратов, кресты и круги, прямоугольники, реже треугольники, трапецоиды, эллипсоиды. Квадрат, однако, основа геометрического супрематизма Малевича. Именно в квадрате усматривал он и некие сущностные знаки бытия человеческого. Черный квадрат «знак экономии», красный «сигнал революции», белый «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни», и какие-то глубинные прорывы в Ничто, как нечто неописуемое и невыговариваемое, но ощущаемое. Черный квадрат знак экономии, пятого измерения искусства, Малевич:

Код:
«Последняя супрематическая плоскость на линии искусств, живописи, цвета, эстетики, вышедшая за их орбиту».


Стремясь оставить в искусстве только его сущность, беспредметное, чисто художественное, он выходит «за их орбиту», и сам мучительно пытается понять, куда. Сведя к минимуму вещность, телесность, изобразительность или образ в живописи, Малевич оставляет лишь некий пустой элемент собственно пустоту, черную или белую как знак-приглашение к бесконечному углублению в нее, в Нуль, в Ничто, или в себя. Он убежден, что не следует искать ничего ценностного во внешнем мире, ибо его там нет. Все благое внутри нас, и супрематизм способствует концентрации духа созерцающего на его собственных глубинах. Черный квадрат приглашение к медитации. И путь, Малевич:

Код:
«Три квадрата указывают путь».


Однако для обыденного сознания это слишком трудный и даже страшный, жуткий «путь» через Ничто в Ничто. И Малевич в своем творчестве отступает от края абсолютной апофатической бездны в цветной супрематизм, более простой, доступный, художественно-эстетический. Гармонически организованное парение легких цветных конструкций из геометрических форм, хотя и выводит дух созерцающего за пределы обыденной земной атмосферы в некие более высокие уровни духовно-космического бытия, тем не менее не оставляет его один на один с трансцендентным Ничто. Более взвешенно и продуманно философию супрематизма Малевич изложил к 1927 году. Здесь еще раз констатируется, что супрематизм это высшая ступень искусства, сущность которого беспредметность, осмысленная как чистое ощущение и чувствование, вне какого-либо подключения разума. Искусство, расставшись с миром образов и представлений подошло к пустыне, наполненной «волнами беспредметных ощущений» и попыталось в супрематических знаках запечатлеть ее. Малевич признается, что ему самому стало жутко от открывшейся бездны, но он шагнул в нее, чтобы освободить искусство от тяжести и вывести его на вершину. В этом своем почти мистико-художественном погружении в «пустыню» всесодержащего и изначального Ничто и за нуль бытия он ощутил, что сущность не имеет ничего общего с видимыми формами предметного мира, она совершенно беспредметна, безлика, безобразна и может быть выражена только «чистым ощущением», Малевич:

Код:
«Супрематизм есть та новая, беспредметная система отношений элементов, через которую выражаются ощущения. Супрематизм это тот конец и начало, когда ощущения становятся обнаженными, когда Искусство становится как таковое безликое».


И если сама жизнь и предметное искусство содержат только «образы ощущений», то беспредметное искусство, вершиной которого является супрематизм, стремится передать только «чистые ощущения». В этом плане изначальный первоэлемент супрематизма черный квадрат на белом фоне, Малевич:

Код:
«Есть форма, вытекшая из ощущения пустыни небытия».


Квадрат стал для Малевича тем элементом, с помощью которого он получил возможность выражать самые разные ощущения покоя, динамики, мистические, готические:

Код:
«Я получил тот элемент, через который выражаю те или другие мои бывания в разных ощущениях».


Точной формулировки своего понимания термина «ощущение» Малевич не дал. Думается, что речь у него идет о том психологическом отношении, состоянии, которое мы сегодня называем «переживанием», а сами идеи навеяны популярными в тот период махистскими представлениями. В супрематической теории Малевича важное место занимает понятие «безликости», стоящее у него в одном ряду с такими понятиями как беспредметность и безобразность. Оно означает в широком смысле отказ искусства от изображения внешнего вида предмета и человека, его видимой формы. Ибо внешний вид, а в человеке лицо, представлялся Малевичу лишь твердой скорлупой, застывшей маской, личиной, скрывающей сущность. Отсюда отказ в чисто супрематических работах от изображения каких-либо видимых форм, образов, ликов, а во «второй крестьянский период» с 1920 - 1930-х годов условно-обобщенное, схематизированное изображение человеческих фигур, крестьян, без лиц, с «пустыми лицами» цветными или белыми пятнами вместо лиц, безликость в узком смысле. Ясно, что эти «безликие» фигуры выражают «дух супрематизма», пожалуй, даже в еще большей мере, чем собственно геометрический супрематизм. Ощущение «пустыни небытия», метафизической пустоты здесь выражено с не меньшей силой, чем в «Черном» или «Белом» квадратах. И цвет, часто яркий, локальный, праздничный, здесь только усиливает жуткую ирреальность этих образов. Глобальный супрематический апофатизм звучит в «крестьянах» 1928 - 1932 годов с предельной силой. В научной литературе стало почти общим местом напомнить фразу из полемики Бенуа и Малевича о «Черном квадрате» как о «голой иконе».

«Безликие» крестьяне основателя супрематизма могут претендовать на именование супрематической иконой в не меньшей, если не в большей мере, чем «Черный квадрат». Если под иконой понимать выражение сущностных и эйдетических оснований архетипа. Апофатическая и невыразимая сущность бытия, вызывающая у человека неверующего ужас перед Бездной небытия и ощущение своей ничтожности перед величием Ничто, а у грядущих экзистенциалистов страх перед бессмысленностью жизни, выражены здесь с предельным лаконизмом и силой. Человеку же духовно и художественно одаренному эти образы как и геометрический супремаитизм помогают достичь созерцательного состояния или погрузиться в медитацию. У Малевича было много учеников и последователей в России в 1915 - 1920 годах, которые объединялись одно время в группе «Супремус», но постепенно все отошли от супрематизма. Исследователи усматривают прямое влияние Малевича на весь европейский конструктивизм. Это и верно и неверно. Вокруг Малевича было много подражателей, но ни один из них не проник в истинный дух супрематизма и не смог создать ничего, хоть как-то по-существу, а не по внешней форме, приближающееся к его работам. Это касается и конструктивизма. Конструктивисты заимствовали и развили некоторые формальные находки Малевича, не поняв или резко отмежевавшись от самого по сути своей гностико-герметического, а в чем-то даже и интуитивно-буддистского духа супрематизма. Да и сам Малевич, как интуитивный эстет и приверженец «чистого искусства», резко отрицательно относился к «материализму» и утилитаризму современного ему конструктивизма. Более последовательных продолжателей супрематизма следует искать скорее среди минималистов и некоторых концептуалистов второй половины XX века.

Весь интернет

Сборник афоризмов - Супрематизм - цитаты.