Жан Годар или Жан Годард (фр. Jean Godard, полное имя Жан-Люк Годар, фр. Jean-Luc Godard; род. Париж, Франция) — французский кинорежиссер. Один из виднейших представителей направления французской «новой волны» конца 1950-х и 1960-х годов в кинематографе.
Жан Годар
Jean Godard
Краткая творческая биография;
Жан-Люк Годар родился в Париже в буржуазной франко-швейцарской семье. Во время Второй мировой войны родители оформили мальчику швейцарское гражданство и отправили в школу в Нионе. В 1948 году Годары развелись, а Жан-Люк вернулся в Париж, чтобы получить высшее образование. В 1949 году он поступил на философский факультет Сорбонны, который окончил с дипломом этнолога. В студенческие годы Годар серьёзно увлёкся кинематографом и познакомился с другими завсегдатаями французской синематеки: Жаком Риветтом и Эриком Ромером. В 1950 году они создали «Gazette du cinéma», статьи для которой Годар писал под псевдонимом «Ганс Лукас»:
«До сих пор - со времён Большевистской революции - большинство кинопроизводителей уверены, что они знают, как снимать кино. Как плохой писатель не спрашивает себя, дейcтвительно ли он способен написать роман, потому что думает, что сможет. Если бы кинопроизводители строили самолёты, они терпели катастрофы во время первого же вылета. В киноиндустрии эти катастрофы называются Оскарами».
В 1951 году Андре Базен пригласил его в свой журнал «Cahiers du Cinema», где уже работал Франсуа Трюффо. Издание стало колыбелью французской «новой волны», а Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Жак Риветт и Эрик Ромер оказались во главе движения. Родители Годара, которые помогли выпустить первые фильмы Риветта и Ромера, в 50-е прекратили финансирование проектов сына. Начинающему режиссёру пришлось резко изменить стиль жизни: порой ему даже приходилось воровать еду. В 1954 году он нашёл работу на стройке, а на вырученные деньги снял свою первую короткометражку - «Операция бетон». За ней последовало ещё несколько короткометражек, среди которых оммаж на Жан Кокто под названием «Шарлота и её Жюль», в котором снялся сам режиссёр.
В 1959 году выходит первая полнометражная лента Годара - «На последнем дыхании». Фильм, в чём-то документальный, в чём-то мелодраматичный, насыщенный звуками большого города, произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Эта бомба подорвала основы классического кинематографа, обнажила совершенно новый художественный метод: «новая волна» начала своё шествие по Франции. Как и все деятели «новой волны», Годар сделал центральной темой своего творчества бунт молодёжи. Но, рассматривая эту проблему в социологическом и философском планах, Жан-Люк Годар гораздо глубже осветил причины и продукты генезиса молодёжного протеста: молодёжный экстремизм - «Отдельная банда», «Китаянка», проституция - «Жить своей жизнью», «Презрение», «Две или три вещи, которые я о ней знаю», подавление личности - «Маленький солдат». Сам режиссёр называл свои картины «найденными на свалке».
В 1960 Жан-Люк Годар женился на Анне Кариной, которую позже снял в семи своих фильмах. В том же году он попытался выпустить новую полнометражную ленту - «Маленький солдат». Лента была запрещена до 1963 года за реалистичные сцены насилия и прямую отсылку к теме Алжирской войны. В 1961 году Годар участвовал в коллективной попытке римейка «Семи смертных грехов». Фильм стал выдающимся примером сотрудничества художников: Клода Шаброля, Роже Вадима, Филиппа де Брока, Жака Деми, Эжена Ионеско. Впоследствии Годар будет неоднократно участвовать в подобных проектах. В 1965 пара брак Жана-Люка Годара и Анны Кариной распался:
«Я думаю, что Анна была со мной несчастна, - скажет потом режиссёр. - Она никогда меня не понимала и не знала, как играть в моих фильмах. Но была так искренна в своем желании мне помочь».
Эти слова характерны для Годара, которого нередко называли «деспотом». Как художник, он полагал, что актеры «просто-напросто винтики, которые выражают то, что от них требуют... Но они не хотят быть простыми солдатами. Они принимают себя за полковников». Два года спустя в Париже состоялись съёмки фильма «Китаянка», в котором снялась внучка Франсуа Мориака - Анна Вяземски. Вскоре она станет супругой Годара, с которым проживёт 10 лет. Во время студенческой «майской революции» 1968 года Жан-Люк Годар был среди тех, кто дрался с полисменами. В ходе одной из таких драк он потерял свои знаменитые чёрные очки, которые носил с 20 лет. Потеря очков совпала с обращением режиссёра в маоистскую веру и с изменением взгляда на роль видео в современном обществе. Он стал первым художником, который осмыслил видео как новый вид искусства, принципиально отличающийся от кинематографа:
«Видео научило меня видеть кино и обдумывать работу в кино по-другому. Занимаясь видео, возвращаешься к более простым элементам. Особенно важно то, что изображение и звук едины. Для людей кино они существуют раздельно».
Созданная им кинематографическая «группа Дзиги Вертова» выпустила ряд «кинотрактов» - модификацию политического агитпропа. До конца 70ых большинство лент Годара служили именно этой цели. 9 июня 1971 года Жан-Люк Годар попал в страшную автокатастрофу:
«Я лечился в больнице два или три года, это была моя собственная гражданская война. Другие воевали во Вьетнаме, я был в больнице».
Немного оправившись, он приступил к съёмкам фильма «Все хорошо», разрекламированном как возвращение Годара в кино. На главные роли были приглашены Ив Монтан и Джейн Фонда. Вполне в своём духе, режиссёр не счёл нужным ознакомить актёров со сценарием: они не знали ничего ни об основной идее фильма, ни о своих героях. Монтан не выдержал напряжения и ушёл, хлопнув дверью. Только в ходе подробного обсуждения сценария съёмочной команде удалось восстановить отношения.
В 1980-х режиссёр вернулся к «большому кино». Картина 1983-го года «Имя Кармен» - модернистская версия новеллы Проспера Мериме - получила Золотого льва, но ожидаемого успеха у зрителей не получила. Главная тема позднего творчества Годара - само кино. С начала 1990-х он создаёт масштабную киноантологию «История кино»:
«Это фильмы не о том, как развивалось кино, это фильмы о том, как умирало и умирает кино, с чего оно начинается и от чего погибает, фильм о роли личности в процессе и пути шедевра к людям».
Проблема места искусства и художника в современном мире поднимается в драме 1996 года «Моцарт - навсегда». В 2000-х годах Жан-Люк Годар по-прежнему снимает. Снимает короткометражки - «Катастрофа», снимает полнометражные ленты - «Наша музыка», «Социализм», участвует в коллективных проектах - «На десять минут старше: Виолончель». В период с 1954 по 2010 год Жан-Люк Годар срежиссировал 92 фильма: от короткометражного фильма «Операция бетон», 1954 год, до «Социализм», 2010 год.
Избранная фильмография;
Американский агент Лемми Коушен отправляется со специальным заданием на далекую планету, в город Альфавиль. И здесь ему, настоящему сыну своей страны, придется непросто - правила, установленные злобным профессором фон Брауном, ставят такие понятия, как любовь и самовыражение, вне закона.
• 1965 — Альфавиль / Alphaville (кинорежиссер)
Весь интернет
Ссылки - Фильмы-антиутопии.
Сборник афоризмов - Жан Годар - цитаты.