Луис Бунюэль (исп. Luis Bunuel, или Луис Буньюэль; род. Каланда, пров. Нижний Арагон, Испания) — испанский кинорежиссер, сценарист. Крупный представитель сюрреализма в кинематографии, наиболее известная работа - сюрреалистическая кинофантазия Луиса Буньюэля и Сальвадора Дали, фильм «Андалузский пёс».
Луис Бунюэль
Luis Bunuel
http://internetreklama.topbb.ru/uploads/0004/b4/53/2832-1-f.jpg
Луис Бунюэль, 1929 год.

Краткая творческая биография;

Учиться от начал в шесть лет у братьев «корасонистас», принадлежащих к ордену «Святого сердца Господнего». Через год Луиса перевели на полупансион в иезуитский «Колледж дель Сальвадор», в котором он пробыл семь лет. В 1917 году Луис вместе с отцом приехал в Мадрид, чтобы продолжить образование в Студенческой резиденции. Он поступил в мадридский университет. Луис долгое время не мог найти свое призвание: он занимался агрономией, естественными науками, затем - философией, историей и литературой. В студенческие годы его близкими друзьями стали Сальвадор Дали и Федерико Гарсиа Лорка, который открыл ему подлинную испанскую поэзию, привил любовь к народной культуре. Здесь он познакомился с выдающимися испанскими писателями, поэтами, философами, в том числе Гальдосом, Ортегой-и-Гассетом, Унамуно, Валье-Инкланом, Эухенио д’Орсом, Антонио Мачадо, Хуаном Рамоном Хименесом.

В 1925 году Бунюэль переехал в Париж. Здесь он часто посещал синематику. Кино все активнее вторгалось в его жизнь. Бунюэль работал в съемочных группах и на студиях. наконец Луис признался матери, что хочет снимать кино, а для этого нужны деньги. Посоветовавшись с юристом, мадам Бунюэль финансировала первую картину сына. Вероятно, ни одна кинофирма не решилась бы поставить столь необычную, шокирующую ленту - «Андалусский пес», 1928 год. Этот фильм продержался на афише восемь месяцев. Все это время в полицию поступали требования запретить этот фильм как неприличный и жестокий. Еще больший скандал и нападки со стороны буржуазных и клерикальных кругов вызвала картина Бунюэля «Золотой век», 1930 год, которая была снята по заказу известного парижского мецената виконта Шарля де Нойа. Бунюэль начал снимать в Париже, потом уехал к Дали на Коста-Браво. Однако их совместное творчество ограничилось единственным днем, произошла ссора на всю жизнь. Бунюэль заканчивал картину один, хотя в титрах он указал в качестве автора и Дали. Во Франции фильм был запрещен к показу. В это время Бунюэль проходил стажировку в Голливуде. Пять лет был под запретом и документальная лента режиссера «Лас Урдес. Земля без хлеба», 1932 год, в которой он показал невыносимые условия крестьянского труда.

Вернувшись из Америки в Париж, Бунюэль занимался дуюляжами для фильмов «Парамаунта». Его холостяцкую жизнь скрашивала Жанна Рюкар, студентка, изучающая анатомию в Сорбонне. Свои отношения они оформили в начале 1934 года, причем Луис запретил семье невесты присутствовать на свадьбе в мэрии. Сразу после женитьбы Бунюэль получил должность руководителя дубляжной студии «Уорнер бразерс» в Мадриде. Вместе с Жанной, приехавшей из Парижа с младенцем Жаном-Луи, он занял многокомнатную квартиру. В 1935 году Луис Бунюэль поступил на службу Испанской Республики в качестве директора кинофирмы. Он продюсировал картину Луиса Маркина «Дон Кинтин-горемыка». На доходы от проката Бунюэль купил в Мадриде земельный участок в два гектара, который выгодно перепродал в 1960-х годах. Творчество Бунюэля было прервано разразившейся в Испании гражданской войной. Режиссер решительно встал в ряды республиканцев; в 1936 году правительство республиканской Испании назначило его атташе во Франции, он также содействовал постановке антифашистских и антифранкистских документальных лент, «Испанская земля» Й. Ивенса.

После окончания гражданской войны, в 1938-м году, в поисках работы Бунюэль переехал в Нью-Йорк. И тут Сальвадор Дали распространил информацию о том, что Бунюэль является атеистом и марксистом. В результате вмешательства арихиепископа Нью-Йорка и государственного управления Бунюэль в 1942 году вынужден был уйти из синематики. На этом его неприятности не закончились: Луиса замучил ишиас, он с трудом передвигался на костылях. Бунюэль был счастлив, когда его взяли дублировать на испанский язык документальные фильмы об американской армии. В Голливуде Бунюэль пробыл всего два года, после чего надолго обосновался в Мексике, приняв гражданство этой страны, 1949 год. Здесь он поставил 19 из 33 своих фильмов. К режиссерской деятельность он вернулся в 1946 году, переехав в Мексику, где познакомился с продюсером Оскаром Дансижье. После двух коммерческих фильмов - «Большого казино», 1947 год, провалившегося в прокате, и «Большого кутилы», 1949 год, имевшего большой успех у зрителей, - Бунюэль поставил один из лучших своих фильмов - «Забытые», 1950 год, в котором рассказывал о трагической судьбе подростков-беспризорников.  На фестивале в Каннах «Забытые» были удостоены призом за лучшую режиссерскую работу, а также премией «ФИПРЕССИ».

Особое место в жизни и творчестве Бунюэля занимает фильм «Виридиана». В 1961 году Франко пригласил режиссера вернуться на родину, и тот принял приглашение. Созданная Бунюэлем «Виридиана» была отмечена жесткой выразительностью кинематографического решения и высоким мастерством актеров, продемонстрировала несостоятельность попыток социальной утопии в перегороженном классовыми барьерами мире. И она была тут же запрещена франкистской цензурой по обвинению в оскорблении религиозныхценностей - и удостоилась Гран-при кинофестиваля в Каннах. Этот фильм ознаменовал собой начало нового этапа в творчестве Бунюэля - почти все последующие его картины вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В его фильмах с 1960 - 1970-х годов рассматриваются этико-психологические аспекты современного общества. Последний фильм мексиканского периода Бунюэля - «Симон-пустынник», 1965 год.

Перебравшись во Францию, Бунюэль начинает сотрудничество с продюсером Сержем Зильберманом. Лучшие свои роли в кино актриса Катрин Денев сыграла в драмах Бунюэля «Дневная красавица», удостоенной главного приза Венецианского фестиваля, и «Тристана ». В фарсово-сюрреалистической стилистике сняты фильмы «Скромное обаяние буржуазии», 1972 год, и «Этот смутный объект желания», 1977 год, получившие премии «Оскар», и «Призрак свободы», 1974 год. За вклад в мировое киноискусство режиссер был удостоен призов на кинофестивалях в Сан-Себастьяне, в 1977 году, «Золотая раковина» за творческую карьеру, Москве, 1979 год, Венеции, 1982 год. О своей жизни и творчестве он рассказал в книге мемуаров «Мой последний вздох», опубликованной в 1982 году.

Избранная фильмография;

Семнадцать минут причудливых сюрреалистических образов, которые с равным успехом могут нести в себе глубочайший смысл или не значить вовсе ничего. Глаз, располосованный бритвой; человек, тычущий тростью в отрубленную руку, лежащую среди улицы; мужчина, волокущий за собой два рояля, в которых мертвые, полуразложившиеся ослики и вполне живые священники; человеческая ладонь с дырой, из которой появляются муравьи.
• 1929 год — Андалузский пёс / Un chien andalou (кинорежиссер)

Шокирующее - насмешливый видеоряд подспудных страстей, разрушающих социальные ценности и запреты. В начале мы узнаем кое-что из жизни скорпионов. Потом видим каких-то изможденных людей в лохмотьях и с оружием. Они ходят в горах и падают, умирая или засыпая. Люди в одеждах епископов сидят и читают молитвы, а потом у их костей и останков закладывают памятник. Какой-то чудак пытается изнасиловать женщину, бьёт болонку ногой и раздавливает жука. Майорканцы. Кто они такие? Почему все их ждут? Унитаз, а что это там булькает на экране? Почему корова заходит в туалетную комнату?
• 1930 — Золотой век / L'Age d’or (кинорежиссер)

Весь интернет

Ссылки - Авангардные фильмы.
Сборник афоризмов - Луис Бунюэль - цитаты.