Жермен Дюлак или Жермена Дюлак (фр. Germaine Dulac; род. Амьен, Франция) — французский кинорежиссер, сценарист и теоретик кино. Её самая известная кинокартина - фильм «Раковина и священник».
Жермен Дюлак
Germaine Dulac
http://forumupload.ru/uploads/0004/b4/53/2871-1-f.jpg

Краткая творческая биография;

Настоящая фамилия Сессе-Шнейдер. С 1909 года Дюлак работает в качестве театрального критика и журналиста. В 1914 году Жермен начинает работать в кино. В её творческой практике чередуются заурядные коммерческие постановки с экспериментальными фильмами. Уже в 1915 она самостоятельно ставит фильм. Продолжила свою режиссерскую деятельность в коммерческом кинематографе, обучаясь профессиональному мастерству у американцев. Постановка фильма «Испанский праздник», 1919 год, по сценарию Луи Деллюка была формальным присоединением к группе импрессионистов. В 1923 году Дюлак экранизировала театральную пьесу Дени Амеля и Андре Обея «Улыбающаяся мадам Бёде» - вариант темы мадам Бовари, несчастной провинциально дамы, разлюбившей своего мужа. Пьеса ставилась до этого в авангардистских театрах в духе модной тогда «теории молчания», согласно которой важнейшим элементом пьесы было молчание. Видимо, это и привлекло к ней внимание Дюлак. Важнейшую роль в фильме играли воспоминания, которые переплетались с картинками реальной жизни. Новым было использование фотографической деформации для изображения мыслей и желаний героини. Дюлак не скрывала, что в киноискусстве ее больше всего волнует неожиданный эффект применяемого способа съемки. Как и у Жан Эпштейна, в ее творчесской практике чередуются заурядные коммерческие постановки с заумными экспериментальными фильмами.

К первым относится «Душа артистки», 1924 год, экранизация чувствительной мелодрамы Мальбеша из жизни театральной богемы. Героиня фильма актриса Элен, любовница богатого лорда, узнает, что в нее безумно влюблен молодой поэт. Он мечтает, чтобы она сыграла главную роль в его пьесе. Но так как поэт никому не известен, театры отказываются ставить его сочинение. Актриса протежирует поэту и добивается у своего покровителя денег на постановку пьесы. Она спешит к поэту, чтобы сообщить ему это радостное известие. В это время разочарованный юноша, потеряв все надежды, решает отравиться газом, В последний момент героиня спасает его. Такую мелодраму мог поставить любой «традиционалист», не имеющий ничего общего с «Авангардом», и, вероятно, на более высоком профессиональном уровне. Если исключить небольшой эпизод предсмертных видений поэта, снято с применением вытеснений и наплывов, то в фильме «Душа артистки» не было бы ни одного запоминающегося кадра. Конечно, такие уступки коммерческому кинематографу были и у других авангардистов, в том числе и у Жан Ренуара и у Альберто Кавальканти. Но когда эти художники создавали фильмы в порядке творческих поисков, они не боялись столкновений с жестокой правдой жизни. Совсем иначе экспериментировала Жермен Дюлак. Она уходила от реальной действительности в мир абстракций и символики. В период с 1927 по 1929 год, появились ее короткометражные фильмы - «Арабески», «Приглашение к путешествию», «Раковина и священник».

В них уничтожались временные и логические связи, отсутствовал сюжет и провозглашался примат подсознательного в поступках и действиях человека. В фильме «Раковина и священник», 1927 год, явно ощутимы фрейдистские основы сюрреализма. Молодой священник, давший обет безбрачия, видит во сне причудливую фантасмагорию, сотканную из образов, навеянных на него исповедью молодой, обворожительной красавицы, жены пожилого генерала. Все происходящее в фильме не имеет никакой логической связи. Ключ к пониманию содержания нужно, очевидно, искать во вступительных кадрах: священник наполняет большую раковину жидкостью из бесчисленных стеклянных колб, которые он безжалостно разбивает. Раковина остается полупустой, символизируя тщетность любовных желаний, обуревавших священника и оставшихся неудовлетворенными. Фильм этот построен по всем сюрреалистическим канонам: в нем показана не объективная действительность, а эротические-галлюцинации, в которых буквально или метафорически осуществляются вытесненные в подсознание желания героя. Фильм изобиловал двойными экспозициями, оптическими; деформациями, в нем неоднократно применялись замедленная и ускоренная съемки. На примере постановок Жермен Дюлак видно, к чему приводили попытки заменить разум подсознательными эмоционально-биологическими импульсами. В период с 1930 по 1940 год, работает директором хроники «Пате-журнал». Возглавляла также киножурнал «Франс актюалите» и ввела в обиход термин «авангард» для обозначения экспериментального направления французского кино 20-х годов. Автор нескольких порнографических фильмов.

Избранная фильмография;

Молодой священник, принявший целибат, видит во сне причудливую фантасмагорию, из образов, навеянных на него исповедью молодой жены пожилого генерала. Священник наполняет большую раковину жидкостью из бесчисленных стеклянных колб, которые он безжалостно разбивает. Раковина остается полупустой.
• 1928 — Раковина и священник / La Coquille et le clergyman (кинорежиссер)

Весь интернет

Ссылки - Авангардные фильмы.
Сборник афоризмов - Жермен Дюлак - цитаты.