Ференц Лист (венг. Ferenc Liszt; род. Доборьян, близ Шопрон, Венгрия) — венгерский композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Лист стал величайшим пианистом XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения вершинами фортепианной виртуозности. Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры - рапсодия, симфоническая поэма. Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело. Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств, единомышленником его в этом был Вагнер. Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось, этот тезис выдвигается к 1850-м годам. Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» по картине Рафаэля, «Мыслитель» по скульптуре Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение, вплоть до наших дней. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на огромные массы людей бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность. Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Аббат.
Ференц Лист
Ferenc Liszt
http://internetreklama.topbb.ru/uploads/0004/b4/53/3003-1-f.jpg
Портрет Ференц Листа.
Вильгельм фон Каульбах. Холст, масло. 1856 - 1857 год.

Краткая творческая биография;

Ференц Лист родился в Венгрии, в местечке Доборьян. Отец Франца Листа, Адам Лист служил у князя Эстерхази «надсмотрщиком за поголовьем овец». Это была почётная и ответственная должность, так как стада овец были главным богатством семьи Эстерхази. Князья поощряли искусство. До 14 лет Адам играл на виолончели в оркестре князя, руководимом Йозефом Гайдном. После окончания католической гимназии в Прессбурге Адам Лист поступил послушником во францисканский орден, но спустя два года решил из него уйти. Говорят, он на всю жизнь сохранил дружбу с одним из францисканцев, что, как предполагают некоторые исследователи, вдохновило его назвать сына Францем, а сам Лист, также поддерживая связи с францисканцами, в поздние годы жизни вступил в орден. Адам Лист сочинял, посвящая свои произведения Эстерхази. В 1805 году он добился своего назначения в Эйзенштадт, где располагалась резиденция князей. Там, в период с 1805 по 1809 год, в свободное от основной работы время он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими туда музыкантами, включая Керубини и Бетховена. В 1809 году Адам был отослан в Райдинг. В доме у него висел портрет Бетховена, который был кумиром отца и впоследствии стал кумиром сына. Мать Франца Листа, урождённая Анна Лагер, родилась в Кремсе, в Австрии. Осиротев в 9 лет, была вынуждена переехать в Вену, где работала горничной, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 году Адам Лист, приехав в Маттерсбург навестить отца, познакомился с ней, а в январе 1811 года они поженились. В октябре 1811 года рождается сын, ставший их единственным ребёнком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Францискус, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал. Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки.

В церкви мальчика учили пению, а местный органист - игре на органе. После трёхлетних занятий, Ференц в возрасте восьми лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьёзная школа, отец везет его в Вену. С 1821 года Лист занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика безвозмездно. Великому педагогу мальчик поначалу не понравился, так как был слаб физически. Школа Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Теорией Лист занимался у Антонио Сальери. Выступая на концертах, Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации Ференца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь. После Вены Лист едет в Париж, в 1823 году. Целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. Однако отец решил остаться в Париже, несмотря на сложное материальное положение. Из-за этого приходилось постоянно организовывать выступления. Так в раннем возрасте начинается профессиональная деятельность Листа. Занимались с Листом педагоги из той же Парижской консерватории, среди них были такие выдающиеся музыканты, как Фердинандо Паэр и Антонин Рейха, однако никто больше не учил его фортепианной игре. Черни был последним его педагогом по фортепиано. В этот период Лист начинает сочинять, в основном, репертуар для своих выступлений - этюды. В 14 лет начал оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которая даже была поставлена в Гранд-Опера, в 1825 году. В 1827 году умер Адам Лист. Ференц тяжело переживал это событие, около 3 лет был в подавленном состоянии.

К тому же его раздражала его роль «паяца», диковинки в светских салонах. Из-за этих причин на несколько лет Лист выключается из жизни Парижа, был даже опубликован его некролог. Возрастает мистическое настроение, и прежде замечавшееся в Листе. В свете Лист появился только в 1830 году. Это год Июльской революции. Листа увлекла бурная жизнь вокруг него, призывы к справедливости. Возникает идея «Революционной симфонии», в которой должны были быть использованы революционные песни. Лист вернулся к активной деятельности, с успехом концертирует. Очерчивается круг близких ему музыкантов: Берлиоз, создавший в это время «Фантастическую симфонию», Паганини, приехавший в Париж в 1831 году. Игра гениального скрипача побудила Листа добиться ещё большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприсы Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Это был первый и чрезвычайно блестящим опыт в фортепианном переложении, которое впоследствии Лист довел до столь высокой степени. На Листа как на виртуоза имел также громадное влияние Шопен, который к Листу относился скептически, не успев увидеть расцвета его творчества после 1848 года и видя в нём только виртуоза. Среди знакомых Листа также писатели Дюма, Гюго, Мюссе, Жорж Санд. Около 1835 года выходят статьи Листа о социальном положении артистов во Франции, о Шумане. В это же время Лист начал и педагогическую деятельность, которую никогда не оставлял. В начале 1830-х годов Лист знакомится с графиней Мари д’Агу, подругой Жорж Санд. Она увлекалась современным искусством. Графиня имела некоторые литературные способности и печаталась под псевдонимом Даниель Стерн. Творчество Жорж Санд было для неё эталоном. Графиня д’Агу и Лист были в состоянии романтической влюбленности. В 1835 году графиня ушла от мужа и порвала все связи со своим кругом. Вместе с Листом она уезжает в Швейцарию  так начинается следующий период жизни Листа. С 1835 по 1848 годы длится следующий период жизни Листа, за которым закрепилось название «Годы странствий», по названию сборника пьес. В окончательном виде пьесы, созданные во время «Годов странствий», группируются в две тетради с подзаголовками: «Швейцария» и «Италия». Характерно, что если в первой тетради преобладают картины природы «На Валленштадтском озере», «Эклога», «Гроза», «У родника», то во второй воплощены впечатления от искусства «Мыслитель» - по скульптуре Микеланджело, «Обручение» - по картине Рафаэля, «Сонеты Петрарки»:

Код:
«Печальна и всё же велика судьба художника».


В Швейцарии Лист и Мари д’Агу жили в Женеве и по временам в каком-нибудь живописном селении. Лист делает первые наброски пьес для сборника «Альбом путешественника», которые впоследствии стал «Годами странствий», преподает в Женевской консерватории, иногда ездит в Париж с концертами. Однако Париж уже увлечён другим виртуозом - Тальбергом, и Лист не имеет былой популярности. В это время Лист уже начинает придавать своим концертам просветительскую тематику - играет симфонии, в своём переложении для фортепиано, и концерты Бетховена, парафразы на темы из опер и др. Вместе с д’Агу Лист пишет статью «О роли искусства и положении художника в современном обществе». В Женеве Лист не выпал из активной европейской жизни. К нему приезжали друзья из Парижа, в том числе Жорж Санд. В 1837 году, уже имея одного ребёнка, Лист и д’Агу едут в Италию. Здесь они посещают Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию - центры искусства и культуры. Из Италии Лист писал очерки о местной музыкальной жизни, которые посылал в Париж для публикации. Для них был избран жанр письма. Адресат большей части писем - Жорж Санд, которая отвечала Листу также очерками в журнале. В Италии Лист впервые в истории сыграл сольный концерт, без участия других музыкантов. Это было смелое и дерзкое решение, которое окончательно обособило концертные выступления от салонных. К этому же времени относятся фантазии, и парафразы на темы из опер, в том числе из «Лючии» Доницетти, переложения Пасторальной симфонии Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвращается в Италию, в 1839 году, где оканчивает переложение симфоний Бетховена на фортепиано. Лист давно мечтал поехать в Венгрию, однако его подруга Мари д’Агу была против этой поездки. В это же время в Венгрии произошло большое наводнение, и Лист, обладая уже огромной популярностью и славой, посчитал своим долгом помочь соотечественникам. Таким образом, с д’Агу произошёл разрыв, и в Венгрию он уехал один. Австрия и Венгрия встретили Листа триумфально.

В Вене после одного из концертов к нему подошёл Тальберг, давний его конкурент, признав превосходство Листа. В Венгрии Лист стал выразителем патриотического подъема нации. На его концерты дворяне приходили в национальных костюмах, преподносили ему дары. Средства от концертов Лист перевёл в пользу пострадавших от наводнения. Между 1842 и 1848 годами Лист несколько раз объехал всю Европу, в том числе Россию, Испанию, Португалию, был в Турции. Это был пик его концертной деятельности. В России Лист был в 1842 и 1848 годах. В Петербурге Листа слушали выдающиеся деятели русской музыки - Стасов, Серов, Глинка. При этом Стасов и Серов вспоминали о своём потрясении от его игры, а Глинке Лист не понравился, он выше ставил Фильда. Лист интересовался русской музыкой. Он очень высоко оценил музыку «Руслана и Людмилы», сделал фортепианную транскрипцию «Марша Черномора», вёл переписку с композиторами «Могучей кучки». В последующие годы связи с Россией не прерывались, в частности, Лист издал сборник избранных отрывков из русских опер. В это же время достигает пика просветительская деятельность Листа. В свои концертные программы он включает множество фортепианных произведений классиков, Бетховена, Баха, собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта, органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 году были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне, он же внес недостающую сумму для установки там же памятника гениальному композитору. Однако через некоторое время Лист разочаровывается в своей просветительской деятельности. Он понял, что она не достигает цели, а обывателю приятнее послушать попурри из модной оперы, чем сонату Бетховена. Активная концертная деятельность Листа прекращается. В это время Лист знакомится с Каролиной Витгенштейн, женой русского генерала. В 1847 году они решили соединиться, но Каролина была замужем, и, кроме того, истово исповедовала католицизм.

Поэтому пришлось добиваться развода и нового венчания, которое должны были разрешить русский император и Папа римский. В 1848 году Лист и Каролина обосновываются в Веймаре. Этот выбор был обусловлен тем, что Листу были даны права руководить музыкальной жизнью города, к тому же, Веймар был резиденцией герцогини, сестры императора Николая I. Видимо, Лист надеялся через неё повлиять на императора в деле развода. Лист принялся за оперный театр, обновил репертуар. Очевидно, после разочарования в концертной деятельности он решил перенести просветительский акцент на деятельность постановщика. Поэтому в репертуаре появляются оперы Глюка, Моцарта, а также современников - Шумана «Геновева», Вагнера «Лоэнгрин». В симфонических программах исполнялись произведения Баха, Бетховена, Мендельсона, Берлиоза, а также собственные. Однако и в этой области Листа ждала неудача. Публика была недовольна репертуаром театра, труппа и музыканты жаловались. Главный итог веймарского периода - напряженная композиторская работа Листа. Он приводит в порядок свои наброски, заканчивает и перерабатывает множество своих сочинений. «Альбом путешественника» после большой работы стал «Годами странствий». Здесь же появляются фортепианные концерты, рапсодии, в которых использованы мелодии, записанные в Венгрии, Соната си минор, этюды, романсы, первые симфонические поэмы. В Веймар к Листу приезжают молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки. Совместно с Каролиной Лист пишет статьи, эссе. Начинает книгу о Шопене. К этому времени относится сближение Листа с Вагнером на почве общих идей. В начале 1850-х гг. создается Союз немецких музыкантов, так называемые «веймарцы», в противоположность «лейпцигцам», к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академичные взгляды, чем Вагнер и Лист:

Код:
«Вариации Брамса лучше, чем мои, но мои были написаны до него».


Нередко в печати между этими группами возникали ожесточенные конфликты. В конце 1850-х надежда на венчание с Каролиной окончательно тает, кроме того, Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умирает сын Листа. Снова, как после смерти отца, в Листе усиливаются мистические и религиозные чувства. Вместе с Каролиной они решают ехать в Рим замаливать грехи. В начале 1860-х годов Лист и Каролина переселяются в Рим, но живут в разных домах. Она настаивала на том, чтобы Лист стал монахом, и в 1865 году он принимает малый постриг и звание аббата:

Код:
«Широкие пути открыты для всех усилий, и сочувственное признание обеспечено каждому, кто посвящает своё искусство богослужебному убеждению сознания».


Творческие интересы Листа лежат теперь преимущественно в области церковной музыки: это оратории «Святая Елизавета», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса. Кроме того, появляется третий том «Годов странствий», насыщенный философскими мотивами. В Риме Лист играл, но чрезвычайно редко. В 1866 годах Лист едет в Веймар, начинается так называемый второй Веймарский период. Жил он в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжают молодые музыканты, среди них Григ, Бородин, Зилоти. В 1875 году деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии, в Пеште, где он был избран президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподает, пишет «Забытые вальсы» и новые рапсодии для фортепиано, цикл «Венгерские исторические портреты» о фигурах венгерского освободительного движения. Дочь Листа Козима в это время стала женой Вагнера, их сын - известный дирижёр Зигфрид Вагнер. После смерти Вагнера она продолжала организовывать Вагнеровские фестивали в Байройте. На одном из фестивалей в 1886 года Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление легких. Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце. Из-за отеков ног он передвигался лишь с посторонней помощью. Всех сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперед в музыкальной архитектонике. 14 симфонических поэм, симфонии к «Фауст» и «Божественная комедия», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, брошюры о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Новый журнал музыки» и большое сочинение о венгерской музыке «Цыгане и их музыка в Венгрии». Кроме того, Ференц Лист известен девятнадцатью «Венгерскими рапсодиями», написанные в период с 1851 по 1886 год, которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклорные источники, в основном цыганские мотивы, которые легли в основу «Венгерских рапсодий». При этом следует заметить, что жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа.

Весь интернет

Ссылки - Кинокомедии, Фильмы-драмы.
Сборник афоризмов - Ференц Лист - цитаты.