Кубизм — направление в искусстве, основанное в первой четверти XX века в живописи, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объёмов: куба, кубошара, кубоцилиндра, кубоконуса. Чтобы полнее выразить идеи вещей, художники используют традиционную перспективу как оптическую иллюзию и стремятся дать их всеобъемлющее изображение посредством разложения формы и совмещения нескольких её видов в рамках одной картины. Повышенный интерес к форме ведёт к разграничению в использовании цветов. Тёплые цвета для выступающих деталей сюжетного мотива, холодные цвета для удалённых или отдалённых деталей картины. Принципы художественной организации образа в кубистической живописи применяются для характеристики основополагающих структур художественного языка в целом, и в частности, для описания характерных аспектов строения художественного образа в литературе и выстраивания структуры композиции в музыке. В архитектуре и скульптуре характеризуется использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением раздробить реальные объекты на стереометрические примитивы, стремление выявить простейшие геометрические формы, лежащие в основе предметов. В 1906 году Пабло Пикассо написал «Портрет Гертруды Стайн», недовольный результатом работы, художник переписал картину и воскликнул:

Код:
«Я перестал вас видеть, когда смотрю на вас!».


После чего прекратил писать портрет, именно тогда начался путь Пикассо от художника, пишущего конкретных людей к художнику, изображающему человека как сущность и форму как самостоятельную структуру. Пикассо искал подтверждения своего пути в развитии общемирового искусства, ему нужны были свежие впечатления, чтобы обрести новую энергию творчества. В то время наука открыла огромный пласт африканской культуры, это стало стимулом для творчества художника. Более всего его заинтересовали африканские маски и скульптура, он видел чувственную простоту их форм и полагал, что они наделены магическими силами. Вероятно, именно влияние Африки и стало определяющим для окончательного варианта портрета. Париж в то время был настоящим средоточием художественной жизни. Окунувшись в атмосферу зарождающихся новых художественных течений, великих и революционных открытий в искусстве, Жорж Брак приобщается к фовизму, одному из первых художественных течений ХХ века, представители которого стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Жорж Брак позже сказал:

Код:
«Матисс и Дерен указали мне путь».


Однако в истории искусств имя Жоржа Брака связано с возникновением другого художественного направления начала ХХ века, кубизма. Лето 1907 года Жорж Брак провёл в Эстаке, где увлёкся живописью Поля Сезанна. Осенью 1907 года в жизни Брака произошло два события, которые радикальным образом изменили его творчество, выставка Сезанна в «Осеннем салоне» и встреча с Пабло Пикассо и его картиной «Авиньонские девицы». Картина «Авиньонские девицы» была завершена Пабло Пикассо в 1907 году, художник писал картину более года, тщательно прорабатывая детали, никогда ещё Пикассо не работал над картиной так долго. Первую реакцию публики точнее всего описывает слово шок, Матисс был удивлён, однако на выставке в «Осеннем салоне» термин «Кубизм» был впервые использован Анри Матиссом применительно к картине, которая якобы напомнила ему детские кубики, «Дома в Эстаке», художника Жоржа Брака. С конца 1907 года Брак и Пикассо начали работать в кубистическом стиле. В этом большом периоде творчества Пикассо различают несколько этапов, в завершении 1907 года и в начале 1908 года Пикассо использовал в своих работах формы негритянской скульптуры, позднее это время стали называть африканским периодом в его творчестве. Кубисты, находившиеся под сильным влиянием некоторых постулатов, сформулированных Сезанном и опубликованных Эмилем Бернаром осенью 1907 года, стремились выявить простейшие геометрические формы, лежащие в основе предметов. Чтобы полнее выразить идеи вещей, они отвергли традиционную перспективу как оптическую иллюзию. И стремились дать их всеобъемлющее изображение посредством разложения формы и совмещения нескольких ее видов в рамках одной картины. Повышенный интерес к форме привёл к разграничению в использовании цветов.

В 1908 году журналисты отмечают, что современная живопись, сводится к изображению кубов, таким образом, как отмечается, название новой школы имело первоначально характер насмешки. В период с 1907 по 1908 год кубизм оформился как направление в живописи. По примечанию одного из первых исследователей современного искусства 1900-х годов, сезановский период явился реакцией на отсутствие формы в импрессионизме, а его развитие обязано идеям постимпрессионистов, особенно художников-символистов, которые противопоставили чисто живописным целям и интересам импрессионистов явления смыслового порядка. Следуя трансцендентализму конца 19 века, они утверждали, что настоящей реальностью обладает идея, а не её отражение в материальном мире. Роль художника, таким образом, состоит в том, чтобы создавать символические формы для воплощения идей, а не имитировать изменчивый облик вещей. Эта концепция стала поводом к анализу средств, находящихся в распоряжении художника, выяснению их выразительных возможностей и утверждению идеала чисто экспрессивного искусства, подобно музыке мало зависящего от внешнего мира. У символистов творческие подходы в этой области в первую очередь относились к линии и цвету, но такой аналитический подход, однажды применённый, неизбежно привёл и к анализу формы. В конце 1910-х годов зафиксировано, как применительно к живописи, так и применительно к поэзии, начало совершенно нового искусства. Начинается первый период формирования направления в живописи, продлившийся с 1907 по 1910 год, прекубизм или сезанновский кубизм, так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов, непосредственное влияние живописи Поля Сезанна. Генетически кубизм восходит также к экспрессионизму, по признанию Пабло Пикассо:

Код:
«Когда мы обнаружили кубизм, у нас не было цели изобретения кубизма, мы только хотели выразить то, что было в нас».


Для кубизма сезанновского, к которому относится картина Пабло Пикассо «Три женщины» 1908 года, характерны зеленоватые, охристые, коричневые тона. Типичные сезанновские, но при этом более мутные, размытые, а изображение построено, формируют более простые геометрические формы. Большинство публики не приняло кубизм, но при этом полотна Пикассо активно покупали, нищенскому существованию Пабло пришёл конец. Осенью 1909 года Пабло Пикассо вместе с Фернандой Оливье поселились в светлой, просторной студии, однако Пабло перевёз сюда свой неизменный творческий беспорядок, старые ковры, необычные вазы и бутыли, гитары, коллекцию африканских масок, и выполнил серию полотен с Фернандой Оливье, в частности кубистический портрет «Женщина с грушами», 1909 года. Художник Пикассо часто говорил, что испытывает ужас перед хорошим вкусом и гармонией. Он просто приобретал всё, что ему нравилось, не беспокоясь о том, как вещи выглядят вместе. Разделение трёхмерных форм в двумерной плоскости и внимание к деталям, в стиле аналитического кубизма и второй период формирования кубизма с 1910 по 1912 год. В аналитическом периоде Пабло Пикассо дробит предметы на мелкие детали, чётко отграничивает их друг от друга, предмет и форма как будто расплываются по холсту, начинается переход картин в стиле наименованного аналитический кубизм, Пабло Пикассо «Девушка с мандолиной», 1910 год.

Аналитический кубизм, вторая фаза кубизма, характеризуется исчезновением образов предметов и постепенным стиранием различий между формой и пространством. В картинах этого периода появляются переливчатых цветов полупрозрачные пересекающиеся плоскости, положение которых чётко не определено. Предмет в этой фазе дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет. Художественная практика кубистов, отказ от перспективы, сокращение фигур в ракурсах, показ их одновременно с нескольких сторон, тяготение к обратной перспективе, например картина Пабло Пикассо «Аккордеонист», 1911 года, на полотне изображён человек, играющий на аккордеоне, а разделение трёхмерных форм в двумерной плоскости, также показывают, что картина в стиле аналитического кубизма. Отталкиваясь от открытий аналитического кубизма, многочисленные точки  зрения  и разделение формы и цвета, художник Марсель Дюшамп с 1911 особенно интересуется прозрачностью и её пластическими возможностями. Пластическими средствами кубизма, дробление форм, взаимоналожение мелких граней и плоскостей, Дюшамп стремился передать движение. Во время кубистского периода своего творчества Марсель Дюшамп, писал:

Код:
«Я всегда стремлюсь изобретать, вместо того, чтобы выражать себя».


Кубизм осуществляет радикальный поворот от критики объекта как такового к критике неадекватного в частности, субъективного его понимания. Критический пафос зрелого кубизма направлен уже не против реальности как субъективной иллюзии, а против субъективности в трактовке реальности. В этом отношении кубизм решительно дистанцирует визуально наблюдаемый данный в опыте объект или объектной художественной революции кубизма и поразительном новаторстве, заключающемся во включении в действие многих аспектов одного и того же предмета. Перспективная структура низвергнута, часть одного и того же предмета, например, вазы с фруктами, мы видим снизу, другую часть в профиль, третью с какой-нибудь другой стороны. И всё это соединяется в виде плоскостей, которые с треском сталкиваются на поверхности картины, ложатся рядом друг с другом, перекрывают друг друга и проникают друг в друга. Классическим в этом отношении считается картина Марселя Дюшампа «Портрет шахматистов», 1911 года. И если в рамках аналитического кубизма художника меньше всего интересовал феномен движения и его живописная фиксация. Если картина есть молчаливое и неподвижное откровение, то кубизм представлений, напротив, конституирует программный динамизм. Картина художника Марселя Дюшампа «Обнажённая, спускающаяся по лестнице», 1911 года, во многом близка футуристическим находкам в области передачи динамической или энергетической линии движения.

Однако и движение понимается кубистами не как визуально наблюдаемое перемещение в пространстве своего рода агитация для зрения, но как непосредственно движение как таковое, то есть, согласно концепции кубизма, то, что мы знаем о движении как таковом. Дюшамп вплотную подошёл к передаче движения, второй вариант «Обнажённой, спускающейся по лестнице», 1912 года, более абстрактный, чем первый. Дюшамп не стремился к изображению движения тела, его привлекали различные статические  положения движущегося тела. Он не столько передавал движение, сколько подсказывал его абстрактные формы, превосходя этим фугуризм, который оставался натуралистическим. В период с 1911 по 1913 год художник Марсель Дюшамп сформировал «Пюто», объединение художников, продолжавших новаторские начинания аналитического кубизма. Превалирующей эмоциональной тональностью кубизма стало острое и остро катастрофичное переживание рубежа XIX - XX веков, связанное с доминированием того, что Марсель Дюшампом было обозначено как:

Код:
«Механические силы цивилизации».


Синтетический кубизм, третий период формирования с 1912 по 1914 год, отметил радикальное изменение в художественном восприятии движения. Как и любое модернистское течение, кубизм демонстрирует программный методологизм и сугубо рефлексивные установки относительно понимания художественного творчества, уже в 1912 году выходит концептуальная монография художников Альберта Глеза и Жана Метценже «О кубизме». По оценке критики, кубизм может рассматриваться как одно из наиболее радикальных направлений модернизма, поскольку, как отважно порывает с большей частью традиций, действовавших безотказно со времён эпохи Ренессанса. Впервые это проявилось в произведениях Хуана Гриса, который стал активным приверженцем кубизма с 1911 года. Приобщившись к новаторским опытам Пикассо и Брака, в период с 1911 и 1912 год, Грис создаёт свои первые кубистические картины, и полотно «Портрет Пикассо», в 1912 году. В этих работах система аналитического кубизма модифицируется в соответствии с предшествующим опытом работы художника в области декоративной и иллюстративной графики, плоскостные формы очерчиваются прямыми линиями, правильными полукружиями, овалами, планиметрические построения дополняются волнообразными завитками. Широко проложенные тени создают впечатление призмы, в гранях которой оптически смещается пространство, формы удваиваются, множатся или частично выпадают из поля зрения.

Когда кубизм показал условный характер пространства, как его понимал Ренессанс, так же как импрессионисты показали в своё время условный характер цвета, их встретило такое же непонимание и оскорбление. В 1912 году в палате депутатов Франции даже обсуждался вопрос о запрете кубистской выставки в «Осеннем салоне», полагалось, что совершенно недопустимо, чтобы национальные дворцы служили местом для демонстраций столь антихудожественного и антинационального характера. При этом, однако, был сделан вывод, что жандармов звать не следует. Объективно кубизм может рассматриваться как значимая веха в эволюции модернистской парадигмы в искусстве, именно решившись открыто провозгласить свои права на инакомыслие в области искусства, и осуществляя эти права, несмотря на все препятствия, современные художники стали началом будущего. Таким образом, нельзя отрицать их революционную роль, их моральная позиция принесла им в наши дни блестящую реабилитацию, в гораздо большей степени, чем их художественные заслуги, относительно которых последнее слово ещё далеко не сказано. Синтетический кубизм стремился обогатить реальность созданием новых эстетических объектов, которые обладают реальностью сами по себе, а не являются лишь изображением видимого мира. Для этой фазы стиля характерно отрицание значимости третьего измерения в живописи и акцентирование живописной поверхности. Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования и синтезирования нового объекта. Синтетический кубизм придал картинам Пабло Пикассо контрастный и декоративный характер. На полотнах основное место занимают предметы: ноты, курительные трубки, бутылки вина, афиши, столовые приборы.

Художники-основатели Пабло Пикассо и Жорж Брак не хотели превращения кубизма в полностью абстрактные эстетические работы. Поэтому они часто использовали для создания работ предметы из реального. Известная картина Пикассо времён синтетического кубизма «Женщина в кресле», 1913 года. В рамках подхода к художественному творчеству в кубизме оформляется установка на возможность фактически креативного конституирования художником сущности предмета из беспредметности. Таким образом, чистая живопись как род живописи новых ансамблей посредством деталей, заимствованных не из видимой реальности, но целиком созданных художником и наделённых им могущественной реальностью. Гийом Аполлинер обозначает эту способность субъекта творчества как орфизм по аналогии с животворным импульсом песен Орфея, могущих двигать камни, и понимает в этом контексте художника как субъекта, вносящего в чувственный хаос интегральную структуру, непосредственно усмотренную в сфере абстракции:

Код:
«От прежней живописи кубизм отличает то, что он не является искусством, основанным на имитации, но на концепции и стремится возвыситься до созидания».


В четвёртый период формирования наступает фаза орфического кубизма, протяженностью с 1914 по 1921 год. К 1920-м годам кубизм практически окончил четыре периода формирования, оказав заметное влияние на развитие искусства 20 века.

Весь интернет

Сборник афоризмов - Кубизм - цитаты.