Тим Бёртон или Тим Бертон или Тим Бартон или Тим Буртон (англ. Tim Burton, полное имя Тимоти Уильям Бёртон, англ. Timothy William Burton; род. Бербанк, Калифорния, США) — американский киносценарист, кинорежиссер, мультипликатор и писатель, известный эксцентрик и эстет. Мастер современного зрелищного кино, зачастую основанного на чёрном юморе и макабрических элементах. Брат художника Дэниэла Бёртона. Один из знаковых режиссёров для представителей готической субкультуры.
Тим Бёртон
Tim Burton
http://forumupload.ru/uploads/0004/b4/53/2854-1-f.jpg

Краткая творческая биография;

Тим Бёртон, старший сын Билла и Джин Бёртон, в Бербанке, Калифорния. Его отец работал в центре отдыха и развлечений бербанкского парка, мать владела магазином подарков «Кошки плюс», где все товары тем или иным образом были связаны с кошачьей тематикой. Второй их сын, Дэниел, художник, на три года младше Тима. Дом Бёртонов находился как раз на подлетной трассе бербанкского аэропорта. Тим часто лежал в саду, глазея на самолеты, летающие над головой, и подсчитывая время появления инверсионного следа. С двенадцати до шестнадцати лет он жил у бабушки в том же Бербанке, а потом переселился в маленькую квартирку над принадлежавшим ей гаражом. Чтобы оплатить это жилье, ему приходилось после школы работать в ресторане. Расположенный в пригороде Лос-Анджелеса Бербанк был, да и поныне остался, предместьем Голливуда. «Уорнер бразерс», «Дисней», «Коламбиа», Национальная телерадиовещательная корпорация - все они имели здесь свои студии, но в остальном Бербанк изначально представляет собой американский рабочий пригород. Тим Бёртон, однако, с детства испытывал отчуждение к этой среде. В детстве Бёртон, по собственному признанию, иногда давал волю дремавшим в нем разрушительным инстинктам: отламывал головы игрушечным солдатикам и терроризировал соседского малыша рассказами о высадке инопланетян. Спасения от повседневности юный Тим искал в кинотеатре или перед экраном телевизора, когда демонстрировались фильмы ужасов:

Код:
«Если вы не из Бербанка, то можете подумать, что это столица кинематографического мира - ведь вокруг сплошные киностудии, - однако он был и остается типичным пригородом. Забавно, что районы вокруг Бербанка стали менее провинциальными, но сам Бербанк ничуть не изменился. Уж не знаю, как и почему, но это место окружает какой-то таинственный щит: это некая всеамериканская земля».


Бёртон редко рассказывает о своем детстве, а когда говорит, никогда не поймешь - серьезен он или шутит:

Код:
«Ребенком я был чрезвычайно сосредоточен на себе самом. Мне нравилось думать, что я все воспринимаю не так, как другие. Я делал все то, что любят делать другие дети: ходил в кино, играл, рисовал. Ничего необычного. Гораздо необычнее сохранять желание делать все это, и когда становишься старше. Наверно, в школе я был тихим ребенком. Толком я себя не осознавал: я не очень хорошо все помню, словно меня несло по реке событий. В общем, не лучшие годы моей жизни. Я не плакал во время прогулок и не рассчитывал на то, что дорога будет все время идти под гору. И у меня были друзья. Я никогда по-настоящему не ссорился с людьми, но и не слишком старался удержать друзей. Такое чувство, будто людям хотелось не нарушать моего одиночества, уж не знаю почему. Словно я распространял вокруг себя некую ауру: «Оставьте меня в покое, черт вас возьми!» Какое-то время я выглядел так, будто меня вызвали на пробы для «Семейки Бренди»: на мне были брюки клеш и коричневый домашний костюм. Но панк-музыку я любил: она помогала мне, давала хороший эмоциональный заряд. Друзей у меня было немного, но в кинотеатрах шло достаточно всяких причудливых фильмов, так что можно было подолгу обходиться без приятелей и смотреть каждый день что-нибудь новенькое - эти фильмы словно вели с тобой диалог. В Бербанке было пять или шесть кинотеатров, но время от времени их закрывали. А на несколько лет, когда я был подростком, кинотеатры и вовсе исчезли. И все же были среди них такие, в которых можно было посмотреть фантастические ужастики по три фильма в сеанс, вроде «Кричи, Блэкула, кричи», «Доктор Джекилл и сестра Хайд» и «Уничтожить всех чудовищ». То была хорошая пора для кинематографа, когда показывали эти строенные сеансы. Я частенько ходил в кино или один, или прихватив с собой пару соседских мальчишек. Недавно я вновь посетил остров Каталина, где не был с детских лет. Я тогда любил бывать там, в прохладном кинотеатре «Авалон», украшенном в стиле ар-деко - невероятными раковинами. Помню, что смотрел там «Ясона и аргонавтов», причем и кинотеатр, и фильм воспринимались как единое целое: дизайн кинотеатра, сам фильм и мифологический сюжет, который он воспроизводил. Ощущение осталось непередаваемое - то был один из первых запомнившихся мне фильмов. Тогда мне было не больше пятнадцати лет. В то время такие фильмы показывали субботними вечерами и по телевизору, например «Мозг, который не хотел умирать», где у человека оторвало руку и он задевает стену окровавленной культей, прежде чем умереть, а голова лежит на тарелке и смеется над ним. Теперь такое по телевизору не покажут. Мне всегда нравились монстры и фильмы про этих чудовищ. Меня они никогда не пугали: я всегда их любил, сколько себя помню. Родители рассказывали, что я ничего не боялся, смотрел все подряд. И я до сих пор сохранил пристрастие к кино такого рода. «Кинг Конг», «Франкенштейн», «Годзилла», «Существо из Черной лагуны» - все они очень похожи друг на друга, только резиновые костюмы и грим разные. Однако каждый ребенок отождествляет себя с тем или иным образом из сказки. Мне кажется, большинство монстров воспринимаются, по сути, неправильно: обычно они гораздо чистосердечнее, чем люди, которые их окружают».


С детства Тим обожал кладбища. На самом любимом - прямо рядом с домом - он мог торчать часами. Мечтал, рассматривал надгробия, гулял по заросшим травой тропинкам, случалось, даже дремал, разлегшись на каком-нибудь нагретым солнцем могильном камне. В небольшом семейном склепе жила стайка летучих мышей, и Тим даже залез в учебник по биологии, чтобы узнать, чем их кормить. Он никогда не мог понять, отчего люди так боятся кладбищ: в его представлении это были тихие уютные и самые безопасные места на земле. Иногда в канаве обнаруживался череп цвета слоновой кости, и Тим с радостью зарисовывал его в свой блокнот, а потом брал череп и рассказывал ему о том, о сем, представляя, кем он был в жизни. «Бедный Йорик», - смеялся проходящий мимо сторож, но Тим только недоуменно смотрел ему вслед - «Гамлета» он не читал, а в его любимой Годзилле таких фраз не было:

Код:
«Наверно, из-за того, что я никогда не читал, эти фильмы про чудовищ были моими сказками. Для меня это примерно одно и то же. Я хочу сказать, что сказки переполнены насилием, символикой и нарушают душевное спокойствие, пожалуй, даже в большей степени, чем «Франкенштейн» и тому подобное, чья мифическая, сказочная природа более очевидна. Однако такие волшебные истории, как сказки братьев Гримм, пожалуй, ближе к фильмам типа «Мозга, который не хотел умирать»: они отличаются грубостью, жестокостью, причудливым символизмом. Повзрослев, я догадался, что подобные пристрастия были протестом против пуританской, бюрократической семейной атмосферы пятидесятых. Я не желал видеть все вокруг себя раз и навсегда распланированным, воспринимать вещи именно такими, какими они были. Наверно, именно поэтому мне нравились сказки и народные предания: в них всегда скрыта какая-то тайная символика. Они содержат некое ядро, но при этом открыты для интерпретаций. Мне всегда доставляло удовольствие видеть какие-то вещи, но иметь о них свое собственное представление. Вот почему я думаю, что мне нравились сказки не сами по себе, меня больше привлекала скрытая в них идея. Какое-то время мне хотелось быть актером, играющим Годзиллу. Мне нравились эти фильмы и сама мысль, что можно излить свой гнев в таком грандиозном масштабе. Сам я был тихим и уж никак не отличался экспансивностью, так что эти фильмы служили для меня своего рода разрядкой. По-видимому, я изначально был сильно настроен против общества. Я не вожу знакомства с детьми, своих детей у меня нет, и мне не по душе выражение «остаться таким, как ребенок», потому что, по-моему, это означает умственную отсталость. Но в какой момент у человека формируются идеи, когда они обретают четкие очертания? Думаю, что эти импульсы, направленные на разрушение общества, сформировались очень рано. Итак, я смотрел почти все фильмы про чудовищ, но почему-то именно картины с Винсентом Прайсом оказались мне особенно близки. Я вырос в пригороде, в атмосфере, которая воспринималась как приятная и нормальная, и эти фильмы давали выход чувствам определенного рода: я соотносил их с тем местом, в котором рос. Наверно, поэтому такой отклик во мне нашли произведения Эдгара Аллана По. В детстве в моей комнате было два окна - замечательные окна, выходившие на лужайку, но родители почему-то заделали их, оставив мне маленькое узкое окошко - мне приходилось залезать на стол, чтобы выглянуть в него. Я долго боялся спросить почему, но однажды все-таки решился. Оказывается, они сделали это, чтобы сохранить тепло в доме. И тогда я подумал: «Эй, мы ведь живем в Калифорнии, а не на Аляске!». Так что я спросил, но до сих пор не знаю ответа... Это напомнило мне тот рассказ По, где человека замуровывают заживо. Вот такие формы принимала у меня связь с окружающим миром. Это таинственное место, Бербанк. Винсент Прайс был человеком, с которым я мог себя отождествлять. Чем ты младше, тем большими кажутся окружающие тебя предметы. Ты создаешь собственную мифологию, отыскиваешь психологически близкие тебе явления. Эти фильмы, сама их поэтика... этот невероятный персонаж, претерпевающий многочисленные страдания, но большей части выдуманные, созвучен мне, как кому-то другому Гэри Купер или Джон Уэйн. Вместе с группой друзей мы делали фильмы на восьмимиллиметровой пленке. Один из них мы назвали «Остров доктора Агора». У нас был фильм о человеке-волке, фильм о сумасшедшем докторе, а также кукольный мультфильм, где мы использовали муляжи пещерных людей. Все это было очень плохо снято: опыт, который показывает, как мало ты знаешь о мультипликации, когда с ней впервые сталкиваешься. У этих пещерных людей были съемные ноги: одна - в стоячем положении, другая - в положении ходьбы, мы их просто меняли. Вам вряд ли приходилось видеть мультипликацию, где двигаются такими резкими толчками. Мне нравились все фильмы, на которых работал Рэй Харрихаузен, - «Ясон и аргонавты», «Седьмое путешествие Синдбада», - они удивительны, ребенком я очень любил покадровую съемку. А когда становиться старше, начинаешь понимать, как искусно это сделано, что и привлекает. Школу я посещал, но программа обучения меня не слишком интересовала. Я принадлежу к тому несчастному поколению, для которого телевизор во многом заменил чтение. Читать я не любил и не люблю до сих пор. Как лучше всего получить хорошую оценку? Конечно же, сделать коротенький фильм. Помню, однажды нам задали прочитать книгу и подготовить по ней двадцатистраничный отчет, но я решил вместо этого снять фильм пол названием «Гудини». Я снял себя в ускоренном темпе на восьмимиллиметровую черно-белую пленку - как я благополучно ускользаю с железнодорожных путей, а потом меня сбрасывают в пруд, но я и оттуда выбираюсь, в общем, весь этот набор глупых трюков в духе Гудини. Было по-настоящему весело. Никакой книги я не прочел, зато вволю порезвился на заднем дворе. То был легкий путь получить высший балл, и, конечно же, отметка оказалась выше, чем если бы я попытался изложить свои мысли на бумаге. Случилось это в первых классах неполной средней школы - мне было, наверно, лет тринадцать, А потом я сделал для школы еще одно задание по психологии. Просто заснял много всяких книг, а фоном поставил пластинку Элиса Купера «Добро пожаловать в мой кошмар». Получилось очень психологично. И еще в конце сделал покадровую съемку кресла с бобовым пуфом, как бы атакующего меня во сне. Я никогда всерьез не думал о том, чтобы зарабатывать на жизнь, снимая фильмы. Может быть, такая мысль и таилась где-то глубоко внутри, но я никогда не заявлял вслух, что желаю стать режиссером. Мне просто нравилось этим заниматься, да к тому же это помогало выполнять школьные задания. До того как студия «Юнн-версал» достигла своего нынешнего положения, они нередко устраивали экскурсии, которые проводились без лишней помпы, но я запомнил, как в совсем юном возрасте ходил смотреть улицы, где они снимали «Драку-лу» и «Франкенштейна». Ощущения были очень яркими, и, думаю, они весьма усилили в моем восприятии романтические аспекты профессии. Никогда осознанно не размышлял о создании фильмов, но мне выпала удача заняться этим, когда я провел пару лет на студии Диснея. Возможно, то была некая форма самозащиты: не люблю делать громких заявлений - предпочитаю им внутренний монолог».


Бёртон не обнаружил каких-то особых способностей, обучаясь в школе, но его потенциал как художника вскоре проявился. В девятом классе он выиграл, десять долларов и первый приз в городском конкурсе на лучший «антимусорный» плакат, который в течение двух месяцев украшал мусоровозы Бербанка. На Рождество и хеллоуин он нередко зарабатывал деньги, украшая и разрисовывая окна жителей города снежными пейзажами, фонарями из тыквы, пауками и скелетами - в зависимости от времени года:

Код:
«В некотором смысле я очень разбрасываюсь. Могу буквально бурлить от переизбытка энергии, не в состоянии сосредоточиться на чем-то одном. Могу, правда, сконцентрировать внимание, когда рисую: как это ни смешно, но рисование меня даже успокаивает. И я никогда не забываю об этом. Очень люблю рисовать: ребенком в школе только и делаешь, что рисуешь целыми днями напролет. Просто здорово. В детском саду все рисуют одинаково, никто не выделяется, но когда становишься старше, что-то меняется - общество ломает тебя. Когда я посещал художественную школу и надо было рисовать с живой натуры, начиналась настоящая борьба. Вместо того чтобы поддержать ребенка - дать ему выразить себя и рисовать по своему усмотрению, ему начинают навязывать некие стандарты, принятые в обществе. «Нет! - говорят ему. - Так рисовать нельзя. Рисовать надо вот так». Помню, какое страшное разочарование я испытал однажды: так любил рисовать, а оказалось, что недостаточно хорошо это умею. Но потом словно что-то щелкнуло у меня в голове, и я подумал: «Да пошли вы все куда подальше. Меня не волнует, умею я рисовать или нет. Я люблю это делать». И клянусь Всевышним, с этого мгновения я обрел свободу, которую никогда не имел раньше: меня уже не беспокоило, имеют ли нарисованные мною люди человечес-кие формы, нравится это кому-то или нет. Чувство свободы пьянило почти как наркотик. И Я вступал в сражение всякий раз, когда кто-то говорил: «Ты не можешь этого сделать. Что у тебя тут за бессмыслица». Каждый день шла борьба: необходимо было попытаться сохранить определенный уровень свободы».


В 1976 году, когда Бертону исполнилось восемнадцать лет, он получил стипендию Калифорнийской школы искусств, Кэл-Артс, - колледжа в городе Валенсия, штат Калифорния, основанного Уолтом Диснеем, с программой, разработанной в 1975-м киностудией Диснея для обучения перспективных мультипликаторов:

Код:
«Один из учителей средней школы поощрял мои увлечения, и мне дали стипендию для учебы в Кэл-Артс. Там мы делали фильмы на восьмимиллиметровой пленке. Так мы сняли фильм о мексиканских чудовищах и фильм о серфинге - просто ради развлечения. Но к мультипликации я относился как к способу заработать на жизнь. Большинство художников-аниматоров на киностудии Диснея работали еще со времен «Белоснежки» и не слишком усердствовали в подготовке новых людей. Я поступил на второй курс обучения по субсидированной Диснеем программе: они пытались выучить на мультипликаторов всех этих пылких юных рекрутов. Напоминает службу в армии, и, хотя я никогда не был в армии, думаю, что ближе всего к ней оказался, обучаясь по программе Диснея. Тебя учат люди Диснея, стараются привить тебе его философию. Атмосфера довольно забавная, однако так я в первый раз оказался в группе людей, объединенных общими интересами. Все они принадлежали к одному типу изгоев - тех, над которы ми насмехаются за их приверженность к фильмам наподобие «Звездного пути». Ты получаешь доступ к материалам, пропагандирующим киностудию Диснея, и, если у тебя есть желание понять, как нарисована Белоснежка, ты сможешь увидеть даже линии, скрытые ее платьем. Тебя учат манере Диснея художники, мультипликаторы, оформители. В те времена не было такого разнообразия в анимации, как теперь, поэтому Дисней, как бы он ни был непопулярен, оставался романтическим идеалом: не менее девяти десятых класса страстно желали работать на диснеевской киностудии. В конце года все делали но коротенькому мультфильму, а потом их просматривал наблюдательный совет киностудии. Это было похоже па вербовку. Они смотрели все фильмы, а потом брали людей для работы из любого класса - от новичков до последнего курса, особо интересуясь теми, кто заканчивал обучение. Но если кто-то подавал большие надежды, его брали тут же. Вот почему всегда существовала острая конкуренция и многочисленные домыслы: кого возьмут. Было довольно напряженно, и каждый год случались неожиданности. Я проучился там три года и не знаю, пошел бы на четвертый курс или нет: весь этот последний год я почти каждый день проводил в финансовом отделе, хлопоча о материальной помощи. Сначала мне предоставили стипендию, а потом отобрали, а без нее я не мог бы себе позволить обучение в этой дорогой школе. С годами конкуренция усиливалась, фильмы становились все более изощренными - в них появились звук, музыка, хотя по сути своей это была проба пера, не более. Последний фильм, снятый мною, назывался «По следам сельдерея-монстра»  очень глупый, но меня взяли. Мне повезло: то был неурожайный год - они испытывали острую нужду в людях».


В 1979 Тим Бёртон начал работать сначала дизайнером персонажей, а затем и аниматором на студии Диснея. Первой крупной работой Бёртона была раскраска целлов в мультфильме Ральфа Бакши «Властелин Колец», 1978 год. Также Бёртон принимал участие в создании лент «Лис и охотничий пёс», 1981 год, «Черный котел», 1985 год, и первого диснеевского фильма с активным использованием компьютерной графики «Трон», 1982 год. Тогда же Бёртон со своими друзьями снимает свой последний «независимый» фильм «Луау - вечеринка по-гавайски». Долгое время об этом фильме ничего не было известно кроме небольшого упоминания в одном из интервью Бёртона о том, что ради развлечения он с друзьями снял также фильм о мексиканском монстре, инопланетянах и сёрферах. Позже Бёртон сравнит работу на Диснея со службой в вооруженных силах, любопытно, что будущий режиссёр никогда не служил в армии. Ряд работ Бёртона так и останутся незавершёнными. Например, фильм о приключениях детей накануне Хэллоуина «Кошелёк или жизнь» был заморожен на уровне разработки концепции персонажей. Помимо этого, Бёртон режиссирует экранизацию сказки «Гензель и Гретель», 1982 год, специально для японского отделения канала Диснея. Впоследствии Бёртон снимет на Диснее свой первый шестиминутный мультфильм «Винсент». Его следующую работу, «Франкенвини», 1984 год, студия не решилась выпускать на экраны, сочтя этот фильм несовместимым с имиджем детской студии, и в прокат он вышел лишь в 1992 году. В это же время на студии Бёртон знакомится со своей первой постоянной подругой Джули Хиксон. Под её влиянием была снята большая часть первых самостоятельных фильмов Бёртона. Хиксон участвовала в разработке первых набросков сценария к «Бэтмену», 1989 год. «Франкенвини», 1984 год, несмотря на практический запрет, разошёлся по студиям в виде нескольких промо-копий и привлек внимание известного комика Пола Рубенса. В результате, тот поручил Бёртону снять полнометражный фильм «Большое приключение Пи-Ви».

Во время съёмок «Большого приключения» Тим Бёртон заводит дружбу с композитором Дэнни Элфманом, который с этого момента становится практически постоянным композитором в его фильмах. Фильм о коротышке, не желающем выходить из детского возраста, имел значительный коммерческий успех. Этот факт подтолкнул руководство студии «Уорнер Бразерс» к идее поручить, 1985 год, подающему надежды режиссеру готовящуюся экранизацию комиксов о «Человеке - Летучей Мыши». Однако из-за затянувшейся переработки первоначального сценария съёмки были отложены на неопределённый срок. Во время этого затянувшегося перерыва Бёртон как режиссёр участвует в двух телепроектах, для которых снимает сказку «Аладдин и его волшебная лампа» и детектив «Горшок». В силу ранее заключённого со студией контракта Бёртон тем не менее был должен снять один фильм. Однако молодой режиссёр решительно отвергает сценарии второсортных комедий, которые поступают к нему после успеха «Пи-Ви». В итоге этим фильмом стал «Битлджус», 1988 год, за которым последовали две ленты положившие начало возрождению «бэтмэнианы»: «Бэтмен», 1989 год и «Бэтмен Возвращается», 1992 год. В этот период Бёртон сходится с известным фотографом Леной Гейске, с которой вступает в брак 24 февраля 1989. Этот союз оказался недолговечным и 31 декабря 1991 года пара расторгла свои отношения. Многие исследователи творчества Бёртона считают, что его женщины оказывали максимальное влияние на последующее творчество режиссёра. Велико влияние бывшей танцовщицы стриптиза Лизы Мэри, художницы, а впоследствии и актрисы, с которой режиссёр долгое время встречался, обручился, в начале 1992 года, и проживал вместе вплоть до 2001 года. Этот период творчества Бёртона считается наиболее плодотворным. Бёртон называл Мэри «своей музой». За это время были сняты наиболее показательные для творчества Бёртона фильмы: «Эдвард - руки-ножницы», 1990 год, «Эд Вуд», 1994 год, «Сонная Лощина», 1999 год и другие.

Фильмом «Эдвард - руки-ножницы» ознаменовано начало длительного сотрудничества Бёртона с актёром Джонни Деппом. Депп возглавляет список актёров, постоянно снимающихся у Бёртона и считается альтер-эго Бёртона. На съёмках «Эдварда - руки-ножницы», 1990 год, Бёртон все больше сближается с кумиром своей юности актёром Винсентом Прайсом, они познакомились ещё во время озвучивания мультфильма «Винсент». Результатом дружбы становятся съёмки документального фильма «Разговоры с Винсентом». Фильм остался незаконченным из-за смерти актёра в 1993 году. Дважды режиссёр пробует себя в съёмках рекламных роликов: в 1998 для жевательной резинки «Голливуд Гам» - ролик «Садовый гном», и в 2000 - два ролика для часовой компании «Тимекс» - «Кунг-фу» и «Манекен». В ролике «Манекен» главную роль исполнила Лиза Мэри. Лиза Мэри также появляется в эпизодических ролях или ролях второго плана практически во всех фильмах Бёртона в период с 1994 по 2001 год и озвучивает некоторых персонажей в сериале «Стейнбой - мальчик-пятно». Кроме того, Тим Бёртон активно пишет сценарии к собственным фильмам «Эдвард - Руки-ножницы», «Эд Вуд», мультфильмам «Кошмар Перед Рождеством», и в дальнейшем «Труп Невесты», и многим другим. Срежиссированный из-за тотальной загруженности другим режиссёром кукольный анимационный фильм «Кошмар Перед Рождеством» по одному из ранних стихотворений Тима Бёртона поначалу не получает признания зрителей, но, будучи выпущенным на видео имеет бурный успех и на долгое время становится его «визитной карточкой». Повсеместно распространена ошибка, согласно которой именно Бёртон считается режиссёром данного проекта. В 1995 году выходит первое издание ставшего классическим сборника интервью «Бёртон о Бёртоне» американского кинокритика Марка Солсбери - настольная книга всякого фаната Бёртона, постоянно дополняемая и выдержавшая неоднократные переиздания. Предисловие к сборнику написал друг режиссёра и его кинематографическое альтер-эго Джонни Депп.

В феврале 2008 книга вышла на русском языке в издательстве «Азбука» под названием «Тим Бёртон. Интервью: Беседы с Марком Солсбери». Этот период характерен ещё и наибольшим количеством фильмов, которые было предложено снимать Бёртону, но по тем или иным причинам съёмки либо были приостановлены, либо пост режиссёра переходил другим: так, Бёртон мог снять фильмы «Мэри Рейли», Бёртон замещен Стивеном Фрирзом, «Возвращение Супермена», отложен, снят позднее Брайаном Сингером, «Динозавры Атакуют!», отложен, «Человек с инфракрасным зрением», отложен, продолжения «Битлджуса», «Падение дома Эшеров» по рассказу Эдгара По, фильм в стиле фликов Расса Мейера «Давай детка, давай», итого около десятка проектов. Ко всему, Бёртон планировал снять Лизу Мэри в главной роли в римейке классического фильма ужасов Марио Бава «Маска Демона» по повести Гоголя «Вий». Проекту не суждено было осуществиться. Бёртон выступает повторно как писатель в 1997, выпустив книгу стихов для детей «Унылая Смерть Мальчика-Устрицы» с собственными иллюстрациями. Тогда же, по его собственному признанию, с подачи Лизы Мэри он увлекается дзенскими медитативными практиками, которые позволяют пережить Бёртону ряд закрытых проектов, все больше склоняется к вегетарианским диетам. Все более реальные формы принимает его увлечение фотографией. Бёртон экспериментирует с широкоформатными и цифровыми камерами. Объектом его съемок чаще всего становится Лиза Мэри. В этом же году Бёртон принимает приглашение на участие в жюри Международного кинофестиваля в Каннах. С начала 2000-х уезжает из Калифорнии, США и постоянно проживает в Лондоне, Великобритания. За это в американской прессе его периодически называют «режиссёр, который проживает в Лондоне».

В 2001 году Бёртон приступает к съёмкам римейка фантастической картины 1968 года «Планета обезьян». В этот момент Бёртон увлекается английской актрисой Хеленой Бонэм Картер. Их союз с Лизой Мэри распадается. По суду режиссёр выплачивает бывшей «музе» $5.4 млн., выплата будет задержана по вине Бёртона на три года. Последовавшие спустя несколько лет требования Лизы Мэри, выплатить ей дополнительную денежную сумму, были отвергнуты в судебном порядке. В октябре 2001 Бёртон обручился с Бонэм Картер. Вышедшая в прокат в июле того же года «Планета обезьян» собирает только в США 180 миллионов долларов при бюджете в 100 миллионов, однако большинство критиков называют новый фильм Бёртона худшим из когда-либо им снятых. Внезапная смерть обоих родителей, в конце 2002 начале 2003, и последующее рождение, 4 октября 2003, сына Билли Рэя найдет отражение в самом противоречивом его фильме «Крупная рыба». Необычная для всего остального творчества Бёртона «Рыба» послужила почвой для слухов и домыслов в прессе о творческом кризисе режиссёра. Однако эти слухи были развеяны двумя последующими картинами: «Чарли и шоколадная фабрика» по повести для детей Роальда Даля и кукольным мультфильмом «Труп невесты», 2005. В них к Бёртону вернулась свойственная ему мрачная манера повествования, а самим фильмам сопутствовал значительный кассовый успех. В этом же году он номинирован на Оскар за «Труп невесты». Летом 2006 года Бёртон пытается реализовать давнюю задумку о экранизации истории авантюриста и естествоиспытателя Александра Рипли. Проект получает название «Верю - Не верю». Однако из-за проблем с превышением бюджета проект сначала был отложен, а затем и вовсе перепоручен другому режиссёру. Тим Бёртон поначалу остается лишь в качестве продюсера, а затем, октябре 2008 и вовсе покидает проект.

Тогда же, в 2006 он пробует себя в качестве клипмейкера - режиссирует музыкальный видеоклип на песню «Кости» группы «Киллерз». В конце октября 2006 компания «Уорнер Бразерс» выпускает повторно мультипликационный фильм «Кошмар Перед Рождеством» в стереоскопическом изображении 3D. Попутно переиздается двойной диск с расширенным саундтреком к фильму. Позднее появляется официальное заявление компании Дисней, о ремастеринге для 3D «Винсента». В 2006 - 2007 годах Бёртон предпринимает попытку кино-постановки мюзикла Стивена Сондхейма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». 5 сентября того же года им получена специальная награда венецианского кинофестиваля - «Золотой лев» за достижения в жизни и творчестве, там же, в рамках объявленного дня Бёртона демонстрируется 8-минутный, вопреки объявленному 10-ти минутному, отрывок из будущего фильма. Двумя неделями ранее пара Бёртон-Бонэм Картер официально объявляет о второй беременности Хелены - дочь Бёртона появляется на свет ночью 15 декабря 2007 года. Длительное время пара скрывает от общественности её имя. 8 месяцев спустя, в одном из интервью Хелена Бонэм Картер сообщает, что её дочь от Бёртона назвали Нелл. В конце октября 2007 года «Уорнер Бразерс» анонсировала запуск нового фильма «Подмастерье призрака» по одноимённому детскому историческому роману Джозефа Дилейни, с Бёртоном в качестве режиссёра. В конце марта 2008 Бёртон был отозван с проекта по причине занятости. В ноябре 2007 студия Дисней объявляет о своем намерении задействовать Бёртона в двух 3D-анимационных проектах: постановке «Алисы в Стране Чудес» и римейке его собственного фильма «Франкенвини». Бёртон пожелал выступить не только режиссёром, но продюсером и соавтором сценария новой версии «Франкенвини».

В начале 2008 года Бёртон высказывается о его женитьбе на Бонэм-Картер, которая может состояться в самое скорое время. Позднее пара продает свои апартаменты в Лос-Анджелесе, США, и окончательно переезжает в Лондон, Великобритания. В октябре 2008 года Бёртон был удостоен почётной награды «Скреам Авардс» за вклад в развитие жанра фильмов ужасов. В 2010 году выходит фильм «Алиса в Стране Чудес», экранизация по книге Льюис Кэрролла, в постановке Тим Бёртона. История о том, как жизнь 19-летней Алисы Кингсли принимает неожиданный оборот. На викторианской вечеринке, устроенной в её честь, Алисе делает предложение Хэмиш, богатый, но глупый сын лорда и леди Эскот. Не дав ответа, девушка убегает и идёт за кроликом, замеченным ею на лужайке. Кролик как кролик, вот только он одет в камзол и всё время смотрит на карманные часы. Алиса гонится за Белым Кроликом через весь луг и видит, как он исчезает в кроличьей норе. Затем, неожиданно, Алиса падает туда сама, летит вниз по странному, сказочному туннелю и приземляется в круглом зале со множеством дверей. Выпив из бутылки с надписью «Выпей меня», она уменьшается в размерах, а откусив от пирожного с надписью «Съешь» - вырастает. Наконец, миновав череду злоключений, Алиса попадает через одну из дверей в чудесный фантастический мир, который его обитатели называют Подземной страной. Там её ждёт целый парад колоритных персонажей: хвастливая Соня, сумасшедший Шляпник, глумливый Чеширский Кот, накурившаяся кальяном гусеница по имени Абессалом, жутковатая Белая Королева и её злобная сестра, Королева Червей, вздорная и раздражительная правительница Подземной страны:

— Наверное, само собой разумеется, что лучший сказочник наших дней взялся за одну из лучших историй в мировой литературе - «Алису в Стране чудес»?

— Спасибо за сказочника! Действительно, «Алиса» Кэрролла - неотъемлемая часть не только английской, но и мировой культуры. Не пересчитать, сколько театральных постановок и фильмов было создано на ее основе. Даже если вы не читали об Алисе в Зазеркалье или Стране чудес, то все равно знаете, кто эта девочка и
что с ней произошло. Сама книга как будто переворачивает что-то внутри нас, затрагивает самые потаенные струны души, наверное, потому такие истории и становятся классическими и живут вечно среди людей. Но, к сожалению, во многих постановках режиссеры делают из Алисы пассивную девочку, которой приходится без особого желания и интереса передвигаться от одного приключения к другому в окружении странных существ. Мы же хотели, оставив дух книги, показать зрителям свою трактовку произведения.

— Что вам больше всего нравится в «Алисе в Стране чудес»?

— Там все помешанные. Как в каждой сказочной стране, там есть добро и зло, но в волшебной стране Кэрролла и добрые персонажи, и злые чокнутые! Для меня это был свежий подход к сказочным героям.

— Так что же вы изменили в сценарии?

— Моей Алисе 19 лет. Она на пороге важного судьбоносного решения, и ей приходится нелегко. К тому же она не вписывается в общество и принятые устои не для нее, она для них слишком душевная. Мне кажется, что Миа Васиковска, которая сыграла Алису, идеально подошла для этой роли. Мне понравилась ее зрелость, я вообще люблю общаться с детьми, умными не по годам.

— 3D стало очень модным, и в ближайшее время выходит огромное количество фильмов в этом формате. Вы сразу решили, что «Алиса» будет трехмерной?

— Мне 3D показалось заманчивым, тем более что в «Алисе» весьма подходящий сюжет для трехмерного формата. Но мне не хотелось снимать в 3D только потому, что сегодня, как вы заметили, это модно. Хотя на самом деле мне просто дали сценарий и сказали: «Это будет подходящим для 3D». Так что я еще не успел и страницы перевернуть, а уже стало интересно. А затем оказалось, что и сценарий потрясающий: он уводил чуть-чуть в сторону от книги. В общем, сложилось все просто отлично. Однако я не видел большой выгоды в том, чтобы сразу снимать фильм в 3D, мы конвертировали «Алису» в этот формат, и, кажется, все получилось здорово.

— Вы думаете, за 3D-технологией - будущее?

— Я думаю, что технологии конечны. К тому же поставленные на поток 3D-технологии неизбежно приведут к качественному снижению общего уровня кино, поскольку уже сегодня перевод в анимацию занимает всего несколько недель. Но, к счастью, не любая история подходит для этого формата.

— В чем вы видели главную сложность в создании волшебной страны?

— В том, что мы все, читая ту или иную книгу, уже рисуем в своем воображении героев и их приключения, поэтому каждый, наверняка, где-то глубоко внутри знает, как должна выглядеть Страна чудес. Мы попытались сделать ее светлой и яркой, но решили, что долгое отсутствие Алисы и злые силы изменили волшебную страну. Ее великолепие немного увяло, и она стала похожа на дом с привидениями. Хотя, в любом случае, это чарующий и странный мир, который вас повеселит.

В 2011 году готовится выход полнометражного анимационного фильма «Франкенвини», история о том, как маленький мальчик Виктор Франкенштейн, увлеченный естественными науками и старыми фильмами ужасов возвращает к жизни своего пса, погибшего под колесами автомобиля. К сожалению, воскресшее животное лишь пугает и вызывает недовольство соседей и родителей. Короткометражка «Франкенвини» 1984 года, послужившая основой для мультфильма, в свое время была признана студией Диснея негодной к показу детской аудитории и положена на полку. Самого режиссера после съемок фильма уволили со студии за перерасход средств. А в 2007 году студия сама обратилась к Бёртону с просьбой снять римейк своего фильма. Подготовки к съемкам фильма начались 27 марта 2008. В начале 2009 года студия-производитель объявила о переносе релиза фильма на 2011 год.

Избранная фильмография;

Фильм состоит из множества небольших, зачастую абсурдных, отрывков, анимационных вставок, песенок и диалогов, мало связанных между собой: сёрферы, голова инопланетянина, бизнесмен, устраивающий себе рабочее место на пляже, захват чужих тел и голов - все смешалось в этой короткометражной ленте.
• 1982 — Луау - вечеринка по-гавайски / Luau (киносценарист)

Весь интернет

Ссылки - Авангардные фильмы.
Сборник афоризмов - Тим Бёртон - цитаты.