Абель Ганс (фр. Abel Gance; род. Париж, Франция) — французский киносценарист, кинорежиссер. Наиболее известная работа, как кинорежиссера и сценариста, фильм «Наполеон» 1927 года с Альбер Дьедонне в главной роли. Первый лауреат национального Гран-при в области кино 1974 года, Абель Ганс завоевал в 1980 году и почетный приз «Сезар».
Абель Ганс
Abel Gance
Краткая творческая биография;
Париж, XIX век неумолимо близится к концу. «Новорожденный» кинематограф поражает воображение французов и жителей всего мира. Братья Люмьер навсегда изменили будущее человечества, подведя жирную черту под всеми экспериментами со светом, оптикой и различными проекторами. Сведя воедино все накопленные поколениями знания, они создали кинокамеру. После прогремевшего на весь свет «Прибытия поезда» Люмьер снимают первый исторический фильм под названием «Встреча Наполеона с Папой», 1897 год. Так братья становятся еще и родоначальниками наполеоновского кинематографа. Именно наполеоновская тема и стала доминирующей в творчестве режиссера, которого за его новаторство называют «Виктором Гюго французского кинематографа». С 1908 года Абель Ганс выступал в театре в Париже, Брюссель. Написал две трагедии. 1911 год, все тот же бесшабашный Париж, насквозь пропитанный модерном. Молодой актёр Абель Ганс, недавно дебютировавший в фильме Л. Перре «Мольер», 1909 год, находится в творческом поиске. Он твердо намерился стать режиссёром. Его первой картиной стала «Плотина», 1911 год. Фильм имел успех. За ним последовала целая плеяда немых кинолент: «Философ Пьер», 1912 год, фильм с парадоксальным названием «Белый негр», 1912 год, антивоенная лента «Я обвиняю», 1919 год, новаторская городская драма «Колесо», 1922 год. Ганс никогда не боялся экспериментировать. В эпоху, когда кино еще не научилось взывать к слуху зрителя, он уже проводил эксперименты со звуком в фильмах о Бетховене «Десятая симфония», 1918 год, а позднее и «Великая любовь Бетховена», 1936 год, с оригинальными звуковыми находками.
И вот Ганс уже был признан, от него ожидали новых блистательных, ни с чем не сравнимых работ, сочетавших эксцентричный пафос со своеобразным, уникальным шармом. Но у него не было ощущения удовлетворения, ему чего-то не хватало. Он мечтал создать нечто грандиозное: соединить все свои технические находки с достойным сюжетом, достигнув гармонии. И вот внезапно ему представился именно такой сюжет. В 1920-х годах творческая жизнь Ганса безвозвратно переменилась. Им было найдено идеальное, как казалось, подспорье для фильма его мечты. Подспорьем этим стала жизнь Наполеона Бонапарта. История выдающегося корсиканца, проделавшего путь от изгоя до императора и властителя Европы, взбудоражила воображение режиссера-новатора. Он окончательно утвердился в намеренье снять «героическое полотно» об этом человеке. Первая версия картины «Наполеон» вышла на экраны в 1926 году. Охватив период со школьных лет Наполеона в Бриенском колледже до первой его победоносной кампании в Италии, фильм передал полноту исторического действа. Русский мальчик Владимир Руденко блестяще воплотил на экране Бонапарта-школьника: задиристого юнца, исполненного корсиканским патриотизмом. Во всем великолепии предстает перед зрителем сцена «осады» снежной крепости во дворе Бриенского колледжа, где Бонапарт уже «полководец», ведущий одноклассников на «настоящую битву». Двое его врагов все время строят Наполеону козни, но сами попадают в свои же ловушки, что придает сюжету комичности. Сцена изобилует техническими изысками: игрой цвета, полиэкранами, размножением кадров, вмонтированных в один, и др.
Очень пафосно, в стиле того времени, выглядит сюжет, в котором те же недоброжелатели Наполеона выпускают из клетки принадлежащего ему орла. Бонапарт, увидев пустую клетку, догадывается обо всем и жестоко побивает мальчишек подушкой. Далее, в комнате, усеянной перьями и пухом, отцы-настоятели Бриена отчитывают Бонапарта, держа его за ухо: «Кем вы возомнили себя, молодой человек?», - вопрошают они, на что мальчик гордо отвечает легендарное: «Я - человек», много позже эту же фразу обыграет в своей картине Ив Симоно. Мальчик отправляется на «гауптвахту», где горько плачет. И неожиданно к нему на подоконник спускается его «блудный» орёл. Наполеон радостно обнимает и гладит птицу. Детство Бонапарта составляет около половины фильма. Альберт Дьюдоне, исполняющий роль молодого Наполеона, с подведенными черным глазами, бледным лицом и волосами-сосульками, выглядит непреклонным и холодным. Он так же отлично справляется с ролью, передавая суровую сдержанность капитана, а затем и генерала Бонапарта. Значительное место в ленте отведено изображению революционных событий во Франции 1792 года: убийству Жана-Поля Марата, заседанию Конвента. Экзотично выглядит сцена с пением Марсельезы, без самого пения, за кадром звучит только музыка, но слова легко читаются по губам актеров. Здесь же Наполеон коротко знакомится с автором гимна, Руже де Лиллем. Сам Абель Ганс в своей картине исполнил роль одного из деятелей французской революции, Сен-Жюста. Большое внимание режиссёр уделяет батальным сценам: осаде Тулона и битвам Итальянской кампании. Следует признать, что для кино того времени, они выглядят превосходно.
Эта версия фильма длилась 195 минут. Позже он был разбит на три серии в 90 минут каждая. В 1935 году Ганс сделал звуковой вариант под названием «Наполеон Бонапарт». Позже, в 1970 году «Наполеон» был показан как триптих Клодом Лелушем, перемонтировавшим картину и включившим новые сцены в четырёхчасовой фильм. Наконец англичанин Кевин Бранлоу, в 1981 году, сделал самый полный и наилучший, пожалуй, вариант картины, прокатом которой занимался сам Фрэнсис Коппола, а музыку к нему написал Кармине Коппола. Выпустив «Наполеона», Абель Ганс не успокоился, и не считал тему жизни Бонапарта закрытой для себя. Он экранизирует литературные произведения Ж. Оне, такие как «Горнозаводчик», 1933 год, О. Фейе «Роман бедного молодого человека», 1935 год, Т. Готье «Капитан Фракасс», 1942 год, снял по роману Мюрже и на музыку Пуччини «Богему». Но к наполеонике не возвращался, будто забыл о ней. На самом же деле он выжидал подходящего случая, чтобы вновь обратиться к этой тематике. Когда, уже в конце 1950-х годов, техническое оснащение кинематографии достигло неких успехов, были не только звук, но и цвет, Ганс решил, что настало то самое время. Так появилась идея создания двухсерийной кино-баталии «Аустерлиц». Тридцатилетний актёр Пьер Монди, исполнявший до этого преимущественно комедийные роли, не мог и мечтать о таком предложении: сам мэтр Абель Ганс пригласил его играть главную роль в своей картине. Титры «Аустерлица» выстроены в алфавитном порядке, что затрудняет соотношение фамилий с ролями. Особенно выделяются в них три имени: Россано Брацци, известный нашему зритель по первым версиям «Омана», Клаудиа Кардинале и Жан Маре. Кардинале - блистательная Жозефина, жена первого консула, позднее, императора. Что касается двух других: Брацци отведена скромная роль брата Наполеона, Люсьена, который появляется на экране не более чем на 10 минут; Марэ же и вовсе возникает в первой серии фильма, до начала самого сражения, минут на пять. Он исполняет роль опального генерала Моро, после чего фамилия актёра и его роли начинают путаться в голове зрителя.
Вне зависимости от этого, без сомнений, данная картина Абеля Ганса оказалась вершиной его творчества. Быть может, это самая грамотная работа в наполеоновской кино-истории на сегодняшний день. Однако далеко не каждый специалист выдержит столь насыщенный сюжет. Первая часть лишь служит прологом к самой битве: режиссёр как будто стремиться истолковать зрителю причины надвигающейся войны Австрии и России против Наполеона. Ганс очень добросовестен, как в подборе схожих с оригиналами лиц, так и в изображении фактов. Начало весьма экстравогантно, чувствуется «рука мэтра»: на экране сплошной пар, первый консул что-то весело напевает, внезапно вопрошая своего камердинера: «Который час? Какое сегодня число?». И снова фильм не лишен иронии: например, когда камердинер, по обыкновению, замеряет рост Бонапарта на дверном косяке, Наполеон просит его смотреть внимательней. Удивленный слуга обнаруживает, что хозяин подрос, но замечает, что Наполеон стал на цыпочки. Потянув слугу за ухо, консул просит его на будущее: при написании мемуаров прибавить ему пару дюймов. Наполеон у Ганса проходит некую эволюцию: это уже не тот хладнокровный генерал, что был в немом фильме 1927 года. В первой серии «Аустерлица» это экспрессивный, порывистый человек, мечтающий лишь о наследнике от возлюбленной жены и о благополучие народа. Он часто посещает любовниц, которые требуют с него средств на содержание. Что касается эротики, Ганс не позволяет себе фривольных сцен: медленное раздевание сменяется привычным для кинематографа того времени затемнением.
В первой серии раскрываются все злодеяния английского правительства против Франции и самого консула; происходит неудачное покушение на Бонапарта в саду Тюильри; по подозрению в его организации расстреливают невинного герцога Энгиенского; Талейран и все маршалы, сановники и члены семьи Бонапарта подталкивают Наполеона к трону и после всенародного голосования он избирается императором. Знаменитая коронация в Нотр-Дам изображена Гансом своеобразно: придворный художник Изабе делает ее кукольную копию и торжественно двигает фигурки на глазах у собравшейся прислуги Тюильри, в то самое время, когда в центральном соборе Парижа проходит настоящая церемония. На «кукольную коронацию» приходит и мать Наполеона, Летиция, которая просит не акцентировать внимания на ее присутствии. Так, с окончанием церемонии, заканчивается первая серия фильма. Вторая часть «Аустерлица» наиболее динамична и представляет собой шедевр батального кинематографа. После коронации происходит ссора Наполеона с братом Люсьеном, Россано Брацци, как говорилось выше. Существенно то, что Ганс обращает внимание зрителя на привычку Бонапарта закладывать правую руку за борт мундира: «У тебя что, живот болит?», - вопрошает Наполеона его мать, на что он возражает. Таким ходом режиссёр намекает посвященным, что император умрет именно от рака желудка, а не от отравления. Авторская версия. Судьбоносна для главного героя и сцена в Булонском лагере, когда Наполеон принимает американца Роберта Фултона, изобретателя наутилуса и парохода. «Ах, если бы Бонапарт взял на вооружение идеи этого механика-авантюриста!», - будто сетует Ганс, так красноречиво действие.
Последняя связь сюжета с будущим императора, с тем, что не отражено в дальнейшем развитии фильма - сцена в австрийском замке. Ситуация абсурдна. Увидев портрет своей будущей второй супруги, Марии-Луизы, Бонапарт расспрашивает про неё и заключает: «Дурак будет тот, кто жениться на ней». С началом самой баталии постигается суть всего предшествовавшего действия. Вдруг заканчивается стратегия - начинается сумбур битвы. Ворчливый гвардеец Пантуас, с которым Наполеон запросто поговорил, откровенен со своим императором. Ганс подчеркивает их равенство. Наполеон по привычке тянется к уху старика, но тот говорит: «Не ищите. Ухо мне оторвало еще при Маренго». Растроганный император повышает гвардейца в звании. Уже в строю Пантуас агитирует элиту наполеоновской армии, Старую гвардию, пойти в атаку без приказа. Гренадеры движутся на австрийцев, и залп по первым их рядам лишает Пантуаса последнего уха. На взгляд специалистов в области исторической реконструкции, Ганс слишком четок в изображении битвы: она идет как по учебнику, и ощущение свершающегося ужаса приходит только после битвы, когда Наполеон с адъютантами проходит по полю. Он снимает шляпу перед раненым Кутузовым и беспрепятственно отпускает его. Вечером Пантуас говорит товарищам, что вновь видел Наполеона, и тот, возмущенный произволом гвардии, порывался оторвать ему второе ухо. Вечер заканчивается благодарственным воззванием Наполеона к солдатам. Перед нами преобразившийся Бонапарт, не император, а человек. За несколько лет до выхода «Войны и мира» Сергея Бондарчука Абель Ганс воплотил одну из самых масштабных наполеоновских битв на киноэкране. Несмотря на то, что павильонные съёмки весьма заметны, все пиротехнические и иные постановочные эффекты - новшество для того периода.
Работа окончена и, будто, закрыта самая исписанная страница жизни Ганса. Он получил большую премию французского кино в 1974 году, и премию «Сезар» по совокупности творчества. Выпустил в 1962 году «Сирано и Д`Артаньян», а так же «Мария Тюдор» в 1966 году, для ТВ показа. Он мечтал ещё снять картины о Колумбе и о Лойоле. Но. Он сам ощущал, насколько опустошил его этот затянувшийся поиск единственного образа. И хотя все было именно так, как он рассчитывал, Ганс, уставший от настигнувшего его теперь бездействия, скорбно замечал:
«Если мой голос дрожит, мысли блуждают и слова выглядят калеками - это означает, что мой рот забит землей и что меня тоже убил кинематограф».
Но кинематограф ли, в самом деле, истощил его? Или та персоналия, к которой он впервые обратил свой взор в конце 1920-х годов? Быть может. И, возможно, Ганс был одним из тех творцов, что впервые почувствовал, насколько засасывает магнетизм Бонапарта. Те, кто имел неосторожность однажды прикоснуться к его истории, постоянно возвращались к ней в последующем. Камнем преткновения служит личность Наполеона и по сей день. Мы не знаем, открылась ли тайна Бонапарта Абелю Гансу, но факт в том, что последней работой выдающегося французского режиссёра стала последняя авторская вариация того же «Наполеона» «Бонапарт и революция», 1971 год. Первый лауреат национального Гран-при в области кино 1974 года, Абель Ганс завоевал в 1980 году и почётный приз «Сезар».
Избранная фильмография;
Сумасшедший ученый Доктор Тюб изобретает волшебную пудру. С помощью этой пудры человеческое тело может превращатся во что угодно.
• 1915 — Безумие доктора Тюба / La Folie du Docteur Tube (киносценарист)
Машинист Сизиф живет в маленьком домике, среди железнодорожных путей. Вместе с ним живут сын Элия и приемная дочь Норма, родители которой погибли в железнодорожной аварии. Между Элия и Нормой постепенно зарождается любовь, но они всячески глушат в себе это влечение, будучи уверенными, что они родные брат и сестра. Сизиф тоже испытывает влечение к Норм и желая оградить себя от ее присутствия выдает ее замуж за инженера Эрсана. Элия случайно увидел паспорт отца и узнал, что Норма ему чужая, но она уже стала женой другого. Между Сизифом и Элиа возникает чувство вражды. Потеряв всех, Сизиф решает покончить с собой. Он загоняет свой паровоз в тупик и разбивает его.
• 1923 — Колесо / La roue (киносценарист)
Война разлучала влюбленных. Герой, пройдя все ужасы сражений и, оставшись в живых, дал клятву рассказать людям правду о увиденном.
• 1919 — Я обвиняю / J'accuse! (киносценарист)
Весь интернет
Ссылки - Авангардные фильмы.
Сборник афоризмов - Абель Ганс - цитаты.