Брайан Депальма (англ. Brian Depalma, полное имя Брайан Расселл де Пальма, Brian Russell de Palma; род. Ньюарк, Нью-Джерси, США) — американский кинорежиссер.
Брайан Депальма
Brian Depalma
http://internetreklama.topbb.ru/uploads/0004/b4/53/3112-1-f.jpg

Краткая творческая биография;

Брайан Депальма родился в небольшом городке Ньюарк в семье хирурга. В детстве Брайан сильно увлекается физикой и астрономией, решив посвятить свою жизнь изучению этих дисциплин. В 17 лет он получает приз за доклад о применении кибернетики в решении дифференциальных уравнений. По окончании квакерской школы Брайан поступает на физический факультет Колумбийского университета, где продолжает изыскания в области астрофизики. Жизнь студента Депальмы меняется после просмотра «Головокружения» Хичкока и «Гражданина Кейна» Уэллса. Картины производят столь сильное впечатление на юношу, что Брайан решает уйти с факультета, посвятив всё свободное время театру и кино. В 1960 году Депальма снимает фильм «Икар», свою первую короткометражку на 16 мм. В течение восьми лет режиссёр пробует, экспериментирует, ищет собственный авторский почерк. В период с 1961 по 1966 год режиссирует шесть короткометражных фильмов от «660124: История ИБМ карт» до «Покажи мне большой город и я покажу тебе большой банк».Среди них Депальма пробует свои силы в жанре документального кино, в 1966 году режиссёр делает фильм «Чувствительный глаз», посвящённый нашумевшей выставке в Музее Современного искусства в Нью-Йорке. К 1968 году Брайан Депальма пишет свой первый сценарий и ставит первый полнометражный фильм «Убийство а ля Мод». Первым настоящим успехом Депальмы становится фильм «Приветствия», комедийная история о трёх приятелях, обсуждающих многие проблемы американского общества второй половины 1960-х годов.

Фильм участвовал в конкурсной программе «Берлинского кинофестиваля», получив в итоге «Серебряного медведя». Одну из главных ролей в «Приветствиях» исполнил дебютант Роберт Дениро. Сотрудничество режиссёра и актёра продолжится в последующих лентах «Свадебная вечеринка» 1969 года и «Привет, мам!» 1970 года, в том же году на экраны выходит нуар-драма «Дионис», снятый на одном из хэппенингов «детей цветов». В 1972 году Депальма снимает фильм «Надо знать, где твой кролик». История о том как работник крупной фирмы Дональд Бимен устал от ежедневной работы в офисе. Он увольняется и начинает выступать как танцор-чечёточник и фокусник в ночных клубах. Его бывший начальник безуспешно пытается уговорить Дональда вернуться в офис. Вскоре Дональд вместе с мистером Деласандро, который и научил его танцам и фокусам, создают специальные курсы для уставших от работы клерков. Курсы становятся очень популярными, а Дональд понимает, что начал уставать и от этой работы. В целом в начале 1970-х Депальма обращается к жанру триллера, отдавая дань уважения одному из своих учителей в кино Альфреду Хичкоку. В этом смысле показателен фильм «Сёстры» 1973 года, где без труда читаются цитаты из «Окна во двор». Журналистка Грейс становится свидетелем убийства молодого человека в доме напротив, в квартире, где живут сёстры Даниэль и Доминик. Женщина решает провести собственное расследование, которое, конечно же, будет грозить ей смертельной опасностью.

В 1974 году Брайан Депальма снимает музыкальный фильм по своему сценарию «Фантом рая». В сюжете повествуется о том, как молодой композитор Уинслоу Лич обвинен в краже музыкального произведения, брошен в тюрьму и оклеветан бессовестным продюсером, Сваном, собственником рая, который продал душу дьяволу в обмен на бессмертие и успех. Сван превращает музыку Уинслоу в рок-оперу, которая сводит композитора с ума. Ему удаётся выбраться из тюрьмы. Теперь Уинслоу становится призраком и пытается вырвать из когтей Свана молодую певицу Феникс. В 1976 году Депальма снимает триллер «Одержимость», жизнь бизнесмена Майкла Куртленда теряет всякий смысл, когда его жена Элизабет и восьмилетняя дочь погибают во время спасательной операции по освобождению заложников. Правда, их тела так и не были найдены. Спустя шестнадцать лет Майкл приезжает в Италию, где встречает молодую женщину Сандру, похожую на его погибшую жену. Но вскоре он начинает замечать в поведении женщины странности. В том же 1976 году для студии «MGM» Депальма снимает фильм ужасов «Кэрри», ставший первой экранизацией на тот момент ещё начинающего писателя Стивена Кинга. Фильм имеет кассовый успех, критики отмечают изобретательность режиссёра в постановке драматических сцен. Молодые актёры Сисси Спейсек, Джон Траволта, Нэнси Ален, первая жена Депальмы, получают путёвку в жизнь, обретая статус новых кумиров своего поколения. В последующие семь лет режиссёр продолжит разрабатывать хичкоковские темы и мотивы.

Влияние «Короля Саспенса» чувствуется и в «Ярости», 1978 года и «Бритве», 1980 года и своеобразном парафразе антониониевского «Фотоувеличения» в фильме «Прокол» 1981 года. В этот же период выходит кинокомедийный фильм «Домашние фильмы» 1980 года, Кит Гордон талантливый молодой режиссер, который снимает кино о событиях в семье пэров. Его учитель, Маэстро, тоже все время снимает жизнь и пытается учить Гордона своим методам. Фильм низкобюджетный, снят на 16-ти миллиметровую пленку, и действительно представляет собой домашнее видео, способное, однако доставить истинное наслаждение тем, кто ценит стиль и хороший юмор, а не голливудский лоск. В 1983 году Депальма ступает на новую для себя территорию, имя которой гангстерская сага. Его версия классической ленты Говарда Хоукса «Лицо со шрамом» вызвала неоднозначную реакцию критики и зрителей, лишь по прошествию лет заняв своё законное место в ряду лучших образчиков жанра. Сценарий Оливера Стоуна повествует о кубинском беженце Тони Монтане, прошедшим кровавый путь от мелкого бандита до короля кокаиновой империи Майами. Картина была номинирована на три премии «Золотой Глобус» в номинациях «Лучший актёр», «Лучший актёр второго плана» и «Лучшая музыка», а сам Депальма, как это не парадоксально, едва не получил антиприз «Золотая малина». О том, почему Депальма не хотел бы добавить рэп песни к саундтреку «Лицо со шрамом»:

Код:
«Это поможет продвижению, представляя фильм по-другому, но музыка Джорджио была верна для периода того времени, я аргументирую, и никто не изменяет музыку на фильмах у Мартина Скорсезе, Джона Форда, Дэвида Лина. Если это шедевр, вы говорите, оставьте его в покое. Я боролся с ними изо всех сил, и мой голос был решающим, не необычное место для меня. У меня есть финальная сцена, так что оставьте их мёртвыми».


Подобная участь ожидала и следующий фильм режиссёра «Подставное тело», 1984 года. На первый взгляд может показаться, что Депальма решил вернуться к собственным кинематографическим истокам, рассказывая зрителю очередную страшную историю. Сюжетная фабула ленты до неприличия схожа с детективными перипетиями «Сестёр» Депальмы. Актёр наблюдает за окнами квартиры, в которой живёт стриптизёрша. Далее всё по классическим канонам: убийство, расследование, неожиданные результаты. Многие приняли это за чистую монету, обвинив режиссёра в очевидных самоповторах, не заметив явную пародийность всего происходящего. Депальма не топчется на месте, а скорее пытается отблагодарить любимый жанр, наполнив свой прощальный фильм многочисленными цитатами и аллюзиями на Хичкока и самого себя. В 1986 году на экраны выходит кинокомедия «Надоумленные парни», рассказывающая о двух мелких гангстерах Гарри и Мо, спустивших деньги большого босса на ипподроме. Недолго думая, тот отдал приказ убрать обоих, причём Гарри должен был ликвидировать Мо, а Мо Гарри. Как и в «Подставном теле» Депальма продолжает благополучно высмеивать ходульные сюжеты жанра. Несмотря на яркие актёрские работы Денни Девито и Харви Кейтеля фильм был встречена достаточно прохладно. Как оказалось, это было затишье перед бурей. В 1987 году Брайан Депальма снимает один из лучших ретро-боевиков 1980-х «Неприкасаемые». История борьбы полиции со знаменитым гангстером времен Великой Депрессии Аль Капоне.

Роберт Дениро отказался от нескольких выгоднейших предложений, ради возможности вновь поработать с Депальмой, примерив на себе образ легендарного мафиози. На картину обрушился град номинаций и премий в том числе «Оскар» Шону Коннери за исполнение роли второго плана вкупе с внушительными кассовыми сборами. В «Неприкасаемых» Депальме удалось нащупать золотую середину между творческим самовыражением и зрительским успехом. В 1989 году режиссёр обращается к болезненной для американского общества теме вьетнамской войны. Рискованный и мужественный шаг, учитывая признанные шедевры Чимино, Копполы, Стоуна, Кубрика, опередившие появление «Потери войны». Естественно, Депальма понимал всю сложность поставленной перед собой задачи, пытаясь сказать ещё несказанное, показать негласно табуированное. При такой постановке вопроса стоит признать, что он успешно справился с задуманным. Многие ветераны выражали своё крайнее недовольство содержанием ленты, в центре сюжета которой история похищения, изнасилования и убийства американскими солдатами вьетнамской девушки из мирной деревни. Фильм был демонстративно проигнорирован, фактически провалившись в североамериканском прокате. После фильмов «Костёр тщеславия» 1990 года и «Воскрешение Каина» 1992 года Депальма вновь обращается к жанру гангстерского кино. В 1993 году на экраны выходит «Путь Карлито». Актёрская работа Пачино, да и сам факт этого выбора, делает очевидной перекличку его героя Карло Бриганте с судьбой Тони Монтаны, с той лишь разницей, что первый, по выходу из тюрьмы пытался завязать с тёмным прошлым, а второй, шёл к вершине криминального олимпа невзирая ни на что. Брайан Депальма об Аль Пачино на съёмках фильма «Путь Карлито»:

Код:
«Одна из многих вещей, которая делает Пачино таким изящным актёром, является способ, которым он двигается. Он невероятный инициатор. Я не мог дождаться, чтобы выйти и начать съёмку только чтобы посмотреть, как он ходит вокруг во время съёмки сцены».


В 1996 году Депальма снимает киноадаптацию популярного шпионского телесериала «Миссия невыполнима». Приключения агента Итана Ханта, в исполнении Тома Круза, пришлись публике по душе. Картина вошла в тройку кассовых хитов года. Для режиссёра фильм «Миссия невыполнима» стал очередным вызовом, ему впервые пришлось работать с заведомо коммерческим материалом, где итоговые цифры сборов значили куда больше кинематографических решений или удачных операторских находок. Депальма с достоинством выдержал испытание. Два года спустя в 1998 году режиссёр выпускает на экраны триллер «Глаза змеи». Расследование убийства министра обороны США во время боксёрского боя произвело впечатление, как на публику, так и критиков. Но массу ядовитых отзывов получила и следующая картина Депальмы «Миссия на Марс» 2000 года, глубокую вторичность которой не смогли оттенить ни впечатляющие спецэффекты, ни участие Тима Роббинса и Гари Синиза. В 2001 году режиссёр сделал небольшую передышку и срежиссировав документальное видео «Брюс Спрингстин: полная видео-антология 1978-2000» отправляется в Европу, где год спустя снял «Роковую женщину», в очередной раз, обратившись к наследию Альфреда Хичкока. Попытка оказалось не по возрасту озорной и смелой. Депальма сосредотачивается на форме, умело перемешивая сюжетные линии, не запутаться в которых под силу лишь подготовленному зрителю. После четырёхлетнего молчания в 2006 году режиссёр экранизирует роман Джеймса Эллроя «Чёрный георгин», переведённый российскими дистрибьюторами как «Чёрная орхидея».

Депальма вновь использует хорошо знакомые мотивы фильмов-нуар. 1940-е годы, полицейские Дуэйт Блайкерт и Ли Бланчард, вечные соперники и лучшие друзья, ведут расследование таинственных убийств. В поимке маньяка им может помочь подружка последнего Кей, но девушка не спешит открывать все карты. Есть секреты, которыми она не готова поделиться даже с возлюбленным. В основу фильма «Чёрный георгин» легла реальная история убийство молоденькой голливудской красотки Бетти Энн Шорт, которое в конце 1940-х годов потрясло Америку. Чего там только не смешалось, и подпольная порноиндустрия, и педофилия, и полицейская коррупция. Брайан Депальма сделал всё, чтобы увлечь зрителей, использовав для приманки самых модных голливудских артистов во главе с Джошем Хартнеттом, Скарлетт Йоханссон и Хилари Суонк. Несчастную Бетти, ставшую жертвой своего невинно-порочного имиджа, играет Миа Киршнер. На вопрос, как же вам удалось сохранить своё вдохновение, Депальма объясняет:

Код:
«В конце концов, не так важно, какой сюжет ты снимаешь, если уметь создать на экране свой собственный мир. Это гораздо проще, когда ты работаешь в Европе, например во Франции, или с независимыми продюсерами. На больших голливудских студиях куда сложнее. Однако я всегда подкупал продюсеров тем, что мои фильмы стильные, но дешёвые, даже с учётом гонораров для звёзд. «Чёрная Орхидея» снималась в Болгарии, это тоже сэкономило бюджет. Я всегда выхожу не за счёт дорогих декораций и спецэффектов, а за счёт гротескных, сумасшедших характеров, которые привлекают публику».


В 2007 году Брайан Депальма забыл на время о многомиллионных бюджетах и снял за недорого картину «Без цензуры», вызвавшую огромный интерес на последнем Венецианском фестивале. Название фильма, принесшего Депальме «Серебряного льва» за лучшую режиссуру, было бы правильнее перевести прямо противоположным образом «Отредактировано». Ибо он о том, через какое сито проходит любая информация об иракской войне. По форме это поддельная документалка по мотивам реального случая, американские солдаты изнасиловали 14-летнюю девочку, после чего убили всю её семью. Картина, составленная из разнородных кадров, снятых самими солдатами, камерами слежения, репортерами и даже иракскими террористами, обезглавливающими одного из американцев, суровый приговор отвратительной и порочной войне, попав на которую нормальные с виду парни превращаются в жутких монстров. К 2012 году Депальма работает над проектом «Неприкасаемые: Становление Капоне»:

Код:
«Я работаю сейчас над продолжением «Неприкасаемых» оно будет о восхождении Аль Капоне. Но хотел бы я снимать только высокобюджетные голливудские фильмы? Тоже нет. В основном они делаются для 14-летних подростков. Человеку с моим опытом и заслугами это неинтересно. Какой в этом смысл? Мне за 60. Сколько фильмов я ещё смогу сделать? Так пусть это будут фильмы, по отношению к которым я испытываю подлинную страсть. Сейчас я осторожно отношусь к выбору новых проектов».

Избранная фильмография;

1970-е годы. Карлито Бриганте вышел из тюрьмы, где отбыл пять лет. Теперь возвращаясь в испанский квартал Нью-Йорка к любимой женщине, он хочет все бросить и начать честную жизнь. Однако криминальное прошлое и просьба близкого друга, адвоката Клейнфилда, ввязавшегося в опасную авантюру, неудержимо тянут Карлито в пучину гибели.
• 1993 — Путь Карлито / Carlito's Way (кинорежиссер)

Весь интернет