• Боль проходит, а красота остаётся.
• Будь поплавком, надо вести себя в жизни, как поплавок, подхваченный течением ручья.
• Было бы чересчур большой удачей наперёд угадывать то, что получится.
• В искусстве необходимо ещё нечто, секрет, чего не откроет никакой профессор: тонкость, очарование, а это надо иметь в самом себе.
• В искусстве, как и в природе, всякая новизна есть, в сущности, лишь более или менее видоизменённое продолжение прошлого.
• В конце концов, картина пишется для того, чтобы её смотрели в закрытом помещении, с окнами, которые часто создают фальшивое освещение, поэтому к работе на природе следует добавлять немного работы в мастерской.
• В природе мы поражаемся зрелищем заходящего Солнца, но если бы этот эффект продолжался постоянно, он утомил бы нас, тогда как всё, что не эффектно не утомляет, поэтому-то древние скульпторы выражали в своих произведениях возможно меньше движения, но если их статуи не движутся, мы чувствуем, что они могли бы двигаться.
• Важнее всего точно определить то, что ты можешь сделать, и чего нет, никогда не следует ударяться в амбицию.
• Во время работы, я чувствую себя пробкой, которую несёт по волнам, и мне остаётся лишь отдаться на их волю.
• Возьмите, например, готическую колоннаду, главный мотив которой капустный лист, и вот вы ни за что не найдёте ни одного листа, который был бы вполне похож на другой и так же рас положен.
• Впрочем, вполне достаточно яблока на краю стола.
• Впрочем, нечего и говорить, что я не так наивен, чтобы утверждать, что в искусстве бывают течения абсолютно новые.
• Впрочем, я тружусь руками, поэтому я рабочий, рабочий живописи.
• Время от времени ты делаешь движение рулём вправо или влево, но всегда следуя направлению течения.
• Вы обращаетесь к природе с вашими теориями, природа же всё опрокидывает.
• Для живописца недостаточно быть ловким ремесленником, в картине должна сказаться любовь, с которой он обрабатывает свой холст.
• Дух готики в неправильности.
• Если бы это шло от меня, то было бы творением моего разума, а это так гадко, голый разум!
• Живописцу засчитывается только то, что он запечатлел на холсте, а это не имеет ничего общего с мечтами, его область это добротные краски, разведённые добротным льняным маслом и слегка скипидаром.
• Живопись не рассказывают, на неё смотрят.
• Живопись ремесло, а раз так, то речь идёт в первую очередь о вещественных средствах её выражения, идеи приходят потом, когда картина уже закончена!
• И даже изображая, персонажи такими, каковы они есть, художник, обладающий темпераментом живописца, может доставить своей живописью бесконечное удовольствие.
• Им везло, я говорю о резчиках по камню, строивших соборы, они знали, что всю жизнь будут делать одно и то же: деву с младенцем, апостолов, четырёх евангелистов, меня бы не удивило, если бы оказалось, что иные и ограничивались каким-нибудь одним из этих сюжетов.
• Иногда самые значительные веши, открываются последними.
• Искусство не для забавы!
• Истина в том, что в живописи, как и в других искусствах, нет ни одного, хотя бы самого маленького способа, который мог бы быть превращён в формулу.
• Какая свобода, нечего заботиться о том, что рассказываешь, поскольку это уже сделано сотни раз до тебя, главное освободиться от сюжета, избежать повествовательности, а для этого надо выбрать что-нибудь знакомое всем: ещё лучше, когда вообще нет никакого рассказа!
• Когда художник стремится предстать перед публикой обнажённым, то, в конечном счёте, рассказывает лишь об условном персонаже, к тому же им не являясь, это романтизм с его исповедями, слезами, агониями, а по существу упражнения комедианта!
• Конечно, я жалею о сделанных вручную тарелках, о мебели деревенского столяра, и времени, когда каждый рабочий мог дать волю воображению и отметить своей индивидуальностью любой предмет домашнего обихода, сегодня, чтобы иметь такое удовольствие, надо быть художником и подписываться, чего я терпеть не могу делать.
• Ласточка рассекает воздух, чтобы поймать мошку и утолить голод, а не для того, чтобы провозгласить принцип.
• Любителей, которые понимают в живописи ещё меньше, чем хороших живописцев.
• Людям, наводящим тоску, лафа, чем они нуднее, тем ими больше восторгаются.
• Мне понадобилось двадцать лет, чтобы открыть живопись.
• Мода, всесильная штука, она не позволяет видеть того, что вечно.
• Модель создаёт художник.
• Можно подумать, что вы стали очень осведомлённым, научившись от теоретиков, что фиолетовые тени происходят от противопоставления жёлтых и голубых, но в действительности, узнав всё это, вы ещё ничего не знаете.
• Мы работаем не для критиков, не для маршалов и даже не для любителей вообще, а для полдюжины художников, которые могут оценить наши усилия, потому что пишут сами.
• На свете и так слишком много скучных вещей, и не стоит пополнять их число своими картинами.
• Надо отрешиться от опьянения подлинным светом и тщательно проверить свои впечатления в приглушённом освещении комнаты, затем снова выходить на простор, чтобы набраться Солнца!
• Надо уметь остановиться и побродить!
• Надо уметь отложить на время холст и дать ему отдохнуть.
• Надо уметь праздно побродить.
• Не говоря уже о качестве живописи, как восхитителен жест победителя!
• Не существует ни одного человека, ни одного пейзажа, ни одного мотива, которые были бы начисто лишены всякого, хотя бы крохотного интереса, иногда глубоко скрытого, когда живописец открывает такое сокровище, другие сразу провозглашают красоту мотива.
• Но если ремесло основа и опора искусства, то это не всё, есть ещё нечто другое в искусстве древних, что делает его прекрасным, это ясность, никогда нас не утомляющая и внушающая представление о вечности произведения.
• Но современная гордость человека побудила его отказаться от этого сотрудничества с божеством, которое умаляло его в его собственных глазах, он изгнал божество и вместе с тем потерял счастье.
• Но чтобы быть скульптором, надо быть святым, надо найти в себе силу не попасться в западню сноровки и, с другой стороны, не оказаться в ловушке ложной безыскусственности.
• Но, прежде всего, разве нельзя наслаждаться в картине лишь сочетанием красок, которые образуют гармонию, разве необходимо понимать сюжет?
• Нужно бродить и мечтать, работаешь больше всего тогда, когда ничего не делаешь, прежде чем разжечь печь, надо положить в неё дров.
• Нужно быть наивным человеком, чтобы работать за деньги, среди богатых больше неврастеников, чем среди бедных.
• Они предпочитают объяснить неправильность неумением.
• Очень мило, разумеется, вздыхать по поводу прошлого.
• Работая непосредственно с натуры, художник начинает ограничивать себя передачей действительности, перестаёт компоновать и скоро впадает в монотонность.
• Сам факт копирования по десяти раз одного и того же превосходен, это скучно, и если бы ты за это сам не платил, то не стал бы этого делать.
• Самая искусная рука, всего лишь служанка мысли.
• Сверх ремесла в искусстве необходимо ещё нечто, секрет чего не откроет никакой профессор: тонкость, очарование, а это надо иметь в себе самом.
• Сегодня у нас у всех талант, разумеется, но что правда, то правда, мы не умеем рисовать руки, и мы не знаем своего ремесла.
• Совсем непростительно копировать природу!
• Создателям соборов удалось дать представление о вечности, это было величайшей заботой их времени.
• Старайтесь создавать богатство малыми средствами.
• Теперь преуспевающий торговец, которому хочется иметь свой портрет, попросту отправляется к фотографу, тем хуже для нас, разумеется, но тем лучше для живописи.
• Только владея ремеслом, древние могли достичь этого чудесного вещества живописи и этих ясных красок, секрет которых мы тщетно ищем, боюсь, что теории не помогут нам овладеть этим секретом.
• Только владея ремеслом, можно дать впечатление, что вещь сделана в один приём.
• Трудное дело скульптура, живописцы ещё изредка встречаются, литераторов и музыкантов, этих хоть лопатой греби.
• Ты следуешь течению, те, кто хочет плыть ему навстречу, безумцы или гордецы, не то, ещё хуже, разрушители.
• Удовлетворение выполненным делом, когда картина кончена, меня занимает следующая.
• Удовольствия от картин несоизмеримы, и, кроме того, когда я смотрю картину одного живописца, я забываю всех других живописцев.
• Уж они-то не работали, чтобы выставляться в салоне!
• Хорошо время от времени увлечься чем-нибудь, не имеющим отношения к собственному коньку.
• Художнику полезно время от времени справляться со скучной работой.
• Художники тех завидных времён, конечно, имели свои недостатки, к счастью для себя, но теперь, созерцая их произведения, сохранившие в течение веков столько свежести, мы находим в них лишь достоинства.
• Чем дальше, тем больше я люблю чёрную краску, ищешь, ищешь, напрягаешься, наконец, какая-нибудь чёрная точка, и как это прекрасно!
• Чтобы сохраниться в репродукции, надо быть недюжинно сильным.
• Эти произведения, которые хочется потрогать, как прекрасные мраморы, это чудесное живописное тесто, эта божественная работа переполняют меня невыразимой радостью.
• Я говорю об открытии, хотя на самом деле постиг всего только азы, и провёл жизнь за этим делом.
• Я люблю живопись, когда она выглядит вечной, но не твердит об этом.
• Я люблю красивые материи, переливчатые шелка, сверкающие бриллианты, мне бы претило самому в них обряжаться, поэтому я благодарен тем, кто это делает, при условии, что мне дают их писать!
• Я не придумал ничего нового, это какое-то продолжение искусства тринадцатого века.
• Я не признаю прогресса в живописи, ни в идеях, ни в технике, никакого прогресса!
• Я преуспел, как ни один живописец при жизни, отовсюду сыплются почести, художники хвалят мои работы, стольким людям моё положение должно казаться завидным, и я не могу приобрести ни одного настоящего друга!
• Я убеждён в том, что картина должна быть приятной, весёлой и привлекательной, да, привлекательной!
Весь интернет
Персоналии - Огюст Ренуар.