Кеес ван Донген (нидерл. Kees van Dongen, настоящее полное имя Корнелис Теодорус Мария ван Донген, нидерл. Cornelis Theodorus Maria van Dongen; род. Дельфсхафен близ Роттердама) — голландский художник, представитель фовизма, мастер типажных женских образов и портретист.
Кеес ван Донген
Kees van Dongen
http://internetreklama.topbb.ru/uploads/0004/b4/53/3105-1-f.jpg
Кеес ван Донген, ок. 1902 года.

Краткая творческая биография;

Корнелис рос в Дельфсхафене близ Роттердама в Нидерландах, в семье пивовара, работал в солодовне своего отца. В 1892 году поступил в Королевскую Академию художеств в Роттердаме, где обучался по 1897 год. Зарабатывал на жизнь, публикуя ироничные, порой эпатажные зарисовки местного порта, злачных мест и притонов в местных газетах «Груне» и «Роттердам Ньювсблад». От этого периода в творчестве Ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей. 4 июля 1897 Ван Донген приезжает в Париж и устраивается на Монмартре, где посещает «Бато-Лавуар». Он выставляется в галерее «Судье», близ цирка Медрано, и в галерее «Ле Барк де Бутвиль» в 1898 году, на улице Ле Пелетье, где знакомится с произведениями набидов. Он создает акварели для многочисленных газет: «Казенный пирог» в 1901 году,  «Фру-Фру», «Бестактный человек», «Рабле». Он встречает Фенеона, который в 1903 году приглашает его войти в редакцию «Ревю Бланш» и в следующем году склоняет Воллара посвятить художнику большую выставку. В его творчестве наступает краткий период дивизионизма, а затем увлечения искусством группы «Наби». Еще до возникновения фовизма, одним из самых ярких представителей которого он станет, в творчестве Ван Донгена проявились черты,  сохранившиеся на протяжении нескольких последующих лет: дерзкая, но согласованная гармония, живые мазки в сочетании с более равномерными зонами, чувствительность, подчас вульгарная, в картинах «Уличный гимнаст» 1907 года, серии ню, «Торс» 1905 года.

Одним из источников его вдохновения стал цирк Медрано, где он часто бывал, что отобразил в картине «Белое трико» 1906 года. Как художник-новатор, Ван Донген участвовал в различных художественных движениях, в том числе фовизме и экспрессионизме. Влияние обоих этих течений заметно в использовании звучных чистых цветов в его картинах. В 1905 году ван Донген принял активное участие в знаменитой выставке фовистов в «Осеннем» салоне в Париже. В 1908 году Ван Донген работает вместе с керамистом Меттеем и выставляется в Дюссельдорфе по совету Канвейлера, а затем в Дрездене, куда он посылает рисунки на выставку группы «Мост». С 1908 года он уже являлся одним из участников немецкого объединения художников-экспрессионистов «Мост». В действительности, он более близок немецким экспрессионистам, нежели франзузским фовистам, например картина «В Булонском лесу» написанная в период между 1907 и 1908 годом. Он приобретает известность и заключает контракт с галереей Бернхейм-Жён, где выставляется в период с 1909 по 1915 год. Художник отправляется в путешествие в Испанию и Марокко в 1910 году, откуда привозит прекрасные полотна, полные свежих чувств: «Женщины на балюстраде» 1911 года, легкие и остроумные «Феллахи». В 1911 году появляются декоративные  композиции с большими красочными плоскостями: «Красное и желтое», «Красное и синее». После путешествия в Египет в 1913 году, художник тяготеет к иератическому,   двухмерному стилю: «Синий мужчина и красная женщина» 1918 года. В 1913 году связь Ван Донгена с маркизой Казати, а затем дружба с Лео Жасми, которая продлится до 1932 года, направили творчество художника в сторону более светской стилистики, которая принесла ему известность в послевоенные годы.

Своеобразный компромисс между официальным портретом и плакатом: в композиции господствуют ритмы длинных вертикалей, в которые превращаются теперь его женские модели: «Цветущий водоем» 1917 года, цвет, хотя и сохраняет часто дерзновенность, но теряет былую утонченность. Его картины, посвящены современной женщине, погруженной в мир домашней неги, моды и развлечений. К наиболее значительным ранним картинам ван Донгена относят полотна «Женщина в широкополой шляпе», «Красная танцовщица», «Дама в черных перчатках», «Танцующая Кармен Винсент», где обобщенные фигуры, лица натурщиц и дам полусвета намечены броскими цветовыми акцентами и ритмами. Эти работы впечатляют не столько эпатажностью, сколько мощным живописным новаторством, имевшим большой резонанс в искусстве Европы, в том числе и в дореволюционной России. В годы предшествующие Первой мировой войне, возникли картины Ван Донгена, написанные с неистовым темпераментом. Женская модель была его излюбленной темой: он продолжал писать как обнаженные фигуры, так и портреты. В 1929 году Ван Донген принял французское гражданство и в 1959 году переехал в Монако на виллу, названную «Бато-Лавуар». Он написал несколько сочинений: «Голландия, женщины и искусство» и «Жизнь Рембрандта» 1927 года, «Живопись, практические советы», 1937 года, а также исполнил литографии к сочинениям Монтерлана в 1946 году, Вольтера в 1948 году и Анатоля Франса в 1951 году, портрет которого он написал еще в 1917 году. Творчество художника стало своего рода усредненным вариантом арт-деко.

Доминировали большие заказные портреты или символические картины, полные великосветского, иной раз почти китчевого шика, например «Танго с архангелом». Портрет дочери художника написан плоскими, декоративными пятнами яркого цвета. Красота ребенка предстает в несколько экзотической интерпретации. Чувственный характер модели выражается в ее темных миндалевидных глазах и огненно-красных губах, которым вторит цвет ленты под шляпой. Ван Донген был мастером колорита, о чем можно судить, например, по нежно-зеленым тонам, использованным при моделировке лица Долли. Молодой, талантливый и рано сформировавшийся, Ван Донген с тридцатилетнего возраста был привержен экстравагантному стилю жизни, чему способствовал достигнутый им успех. Некоторые считают, что он нашел не лучшее применение своему огромному художественному таланту, когда стал писать портреты молодых женщин, сделавшиеся вскоре несколько поверхностными. Ван Донген становится известным художником высшего света в Париже и Довиле. Серия картин, жестких по своей правдивости, стала как бы портретом общества между двумя войнами: «Бони де Кастеллане» 1922 года, «Сестры Долли» 1925 года. Портреты работы Ван Донгена  появились достаточно поздно, но после 1930 года в них начинает проявляться его условный и чувствительный взгляд на модель. В пейзажах, написанных в те годы, художник возрождает счастье и выразительность своих ранних работ. Его произведения, лучшие из которых созданы до 1920, верны экспрессионистскому фовизму, как по духу, так и по приемам, несмотря на все превратности современного искусства. Поздние работы художника, в частности, портрет Бриджит Бардо 1958 года, пользовались коммерческим успехом, однако мало напоминали об эротизме и ярких красках начала его карьеры. Последние годы жизни Кеес ван Донген провел в Монако.

Весь интернет

Сборник афоризмов - Кеес ван Донген - цитаты.