Терри Гиллиам (англ. Terry Gilliam, полное имя Терренс Вэнс Гиллиам, англ. Terence Vance Gilliam, род. Миннеаполис, Mиннесота, США) — британский кинорежиссер американского происхождения, мультипликатор, участник британской комедийной группы «Монти Пайтон».
Терри Гиллиам
Terry Gilliam
http://forumupload.ru/uploads/0004/b4/53/2890-1-f.jpg
Терри Гиллиам 2 ноября, на показе
фильма «Воображариум доктора Парнаса», 2009 год.

Краткая творческая биография;

Родился он в Миннеаполисе, штат Mиннесота, США. В семье было трое детей, где Терри был старшим. В детстве юный Терри любил смотреть сказки: «Багдадский вор», «Семь невест для семи братьев», «Забавное лицо». Его любимыми были также и фильмы Уолта Диснея «20 тысяч лье под водой», «Остров сокровищ» и «Пиноккио», героев которых он постоянно рисовал. В возрасте 11 лет, Терри вместе с семьей переезжает в Калифорнию. После окончания школы он поступает в «Западный Колледж» в Лос-Анджелесе, где получает диплом политолога. Будучи студентом, Гиллиам посылает свои работы, из редактируемого им журнала юмора Харви Куртзману. Куртзман - редактор популярного Нью-Йоркского молодежного журнала «На помощь!». По его приглашению Гиллиам около трех лет работает иллюстратором. Там он знакомится с британским журналистом Джон Клизом, ставшим позднее членом группы «Монти Пайтон». После службы в Национальной гвардии США Гиллиам не возвращается к прежней работе, а уезжает в Европу.

В Лондоне, Гиллиам начинал как художник-аниматор и в этом качестве был приглашён работать на одну из британских студий. В 1968 выходит дебютная работа кинорежиссера-мультипликатора Гиллиама короткометражный анимационный фильм «Время сказок». Спустя шесть лет, в возрасте 34 лет, Гиллам режиссирует второй короткометражный мультфильм «Чудо полета». Очень скоро он завязал тесную дружбу со сценаристом и актером Джон Клизомом и берётся за концептуальное оформление и анимационные эпизоды в телескетчах британской комик-группы «Монти Пайтон», в которую, кроме Клиза, входили также Терри Джонс, Эрик Айдл, Майкл Пэлин, Грэм Чепмен. Практически все работы «Монти Пайтона» были плодом коллективного творчества - совместно придумывались сценарные ходы, мизансцены, совместной была даже режиссура. Художественная манера Гиллиама в равной мере формировала образ «Монти Пайтона». Сформированная им комедийная парадоксальная стилистика группы оказала отчётливое влияние на все последующие работы Гиллиама и, возможно, повлияла на то, что он принял британское подданство, сохранив при этом американский паспорт. С 1973 года Гиллиам женится на Мэгги Вестон. В 1975 году Гиллиам выступил с третьей кинорежиссерской работой, в сотрудничестве с Терри Джонсоном, при съёмках комедии «Монти Пайтон и Священный Грааль». В 1977 Гиллиам создает «Джеббервоки» - комедийную интерпретацию одноименной поэмы Льюиса Кэррола. Это первая лента, сделанная им самостоятельно, без участия актеров «Монти Пайтона», но с не меньшим чувством юмора.

Отрыв, хотя и относительный, от скетчевой стилистики «Монти Пайтона» намечается у Гиллиама в фантастической сказке «Бандиты времени», 1981 год. «Бандиты времени» это история мальчика, в комнату которого однажды врываются «бандиты времени» - шесть карликов, промышляющих воровством. Фильм был поставлен по сценарию Терри Гиллиама, который написал сюжет, и Майкл Палина, который помогал с написанием диалогов. В 1983 году Гиллиам возвращается к постановке истории комик-группы «Монти Пайтон» в музыкальной комедии «Смысл жизни по Монти Пайтону». В этом же году выходит седьмой фильм в постановке Терри Гиллиама «Cтраховая компания «Кримсон Перманент»». Фильм «Cтраховая компания «Кримсон Перманент»» рассказывает о небольшом страховом агентстве, персонал которого вынужден терпеть гнёт со стороны менеджеров управления. Устав от давления со стороны современных «акул бизнеса», старики устраивают «бунт на корабле», вышвыривают молодое руководство за борт и, превратив своё предприятие в пиратское судно, отправляются бороздить просторы мирового капиталистического рынка.

Несмотря на успех фильма «Бандиты времени», настоящий успех пришёл к Гиллиаму после выхода сатирической антиутопии «Бразилия», 1985 год, которая мгновенно и прочно вошла в классику мирового кинематографа. Фильм рассказывал о клерке мира будущего Сэме Лаури , который внезапно встречает девушку, которую постоянно видит в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, он решается сменить работу, где выясняет ее имя - Джил Лейтон, она постоянно отправляет жалобы в отдел информационных исправлений на ошибочный арест ее соседа - Арчибальда Баттла, которого перепутали с Гарри Таттлом и осудили за саботаж из-за ошибки в компьютере. А так как отдел информационных исправлений «не может ошибаться», то сотрудники отдела пытаются скрыть ошибку, попросту убрав Джил. Единственный выход, который видит Сэм - это удалить запись Джил из системы. Сэму удается удалить записи о Джил, но теперь он сам является преступником. Его ловят и отправляют в отдел информационных исправлений. Однако перед выпуском фильма в прокат студию «Юниверсал» не устроил финальный монтаж фильма «Бразилия», осуществлённый Терри Гиллиамом. От режиссёра потребовали сократить фильм до двух часов и изменить бескомпромиссную концовку на «хэппи-энд». Гиллиам отказался подчиниться этим требованиям, в результате студия отправила фильм на полку, где он пролежал почти год. После появления в издании «Ежедневное разнообразие» открытого письма Гиллиама к президенту «Юниверсал» Сиду Шейнбергу, содержащего простой вопрос «Когда вы собираетесь выпустить мой фильм в прокат?», студия почувствовала давление и пошла на существенные уступки, неизменным оставалось лишь требование изменить финал картины. В результате Северной Америке фильм был выпущен в 1985 году на видеокассетах и лазерных дисках в 131-минутной версии для Соединённых Штатов.

В 1988 году Гиллиам выпустил фильм «Приключения барона Мюнхгаузена». Фильм был снят по мотивам повествований барона Мюнхгаузена, изложенных в книгах Эриха Распе и Готфрида Августа Бюргера. В 1990 году фильм четырежды номинировался на Оскар: за художественное оформление, костюмы, грим и визуальные эффекты. Однако из-за смены руководства студии, прокатная судьба картины претерпела изменения в самый последний момент и фильм прошёл в кинотеатрах незамеченным. В 1991 году Гиллиам выпустил свой второй бесспорный шедевр: психологическую драму-притчу «Король-рыбак». В фильме снялись такие актеры, как Джефф Бриджес, Робин Уильямс, Мерседес Руель и Аманда Пламмер. Сюжет фильма представляет собой историю радиоведущего Джека, который в одном из прямых эфиров даёт неосторожный комментарий психически неуравновешенному человеку, который иногда дозванивался до него во время шоу. После разговора с Джеком тот берёт ружьё и отправляется в кафе, где убивает семерых и кончает жизнь самоубийством. В результате карьера Джека рухнула и он потерял всё. Но однажды Джеку спасает жизнь сумасшедший бродяга Пэрри, чья жизнь рухнула в тот же день. Джека гложет чувство вины перед Пэрри, он решает помочь ему. Однако Пэрри живёт в вымышленной реальности, он общается с волшебным народцем и страстно желает найти Священный Грааль.

Следующий фантастический фильм-антиутопия Гиллиама «Двенадцать обезьян», 1995 год, снятый по мотивам короткометражного фильма Крис Маркера «Взлётная полоса», приобрёл статус культового, но не сыскал коммерческого успеха, как и вышедший вскоре после него философский трагифарс «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», 1998 год. Фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», поставленный по роману «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце Американской мечты» Хантер Томпсона, был выпущен 22 мая 1998 года, и собрал в прокате в США всего 10,5 миллионов долларов при бюджете 18,5 миллионов. Однако позже фильм приобрел статус культового. Оба ведущих актера были выбраны первым режиссером фильма, Алексом Коксом, который написал и первый сценарий вместе с Тодом Девиесом. Когда режиссером проекта стал Гиллиам, он отказался от сценария Кокса и Девиеса. Томпсону также не понравился этот вариант, и он не одобрил подход Кокса к фильму. Гиллиам после этого написал новый сценарий в соавторстве с Тони Грисони. Когда подошло время выхода фильма, Гиллиам узнал что «Гильдия Писателей Америки» не разрешает убрать имена Кокса и Девиеса из титров, несмотря на то, что ни одной строчки из их сценария не было использовано в фильме. Разозлившись из-за этого, Гиллиам покинул Гильдию и на некоторых ранних премьерных копиях фильма сделал короткое вступление, где анонимный диктор убеждает аудиторию в том, что в создании фильма не принимал участия ни один сценарист, несмотря на то, что они упоминаются в титрах. Новый фильм Гиллиама пришелся каннского фестиваля публике не по вкусу. Экранизация культового романа Хантера Томпсона, вызвала резкую критику из-за его пресловутой «политической некорректности». 59-летний режиссер отвечал на вопросы по поводу фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»:

— Вы читали книгу Томпсона до того, как пришли в проект?

— Разумеется. Я прочитал ее, когда она появилась в 1971 году, и пришел в восторг. Я был потрясен тем, как точно автор смог уловить сущность безумия 1970-х годов и фрустрацию, которую начало испытывать общество при первых признаках протрезвления. В то время я переживал то же самое, что и герои «Лас-Вегаса».

— Вам уже тогда хотелось снять об этом фильм?

— Нет, я об этом даже не думал. Потом на протяжении десяти лет разные люди предлагали мне экранизировать «Лас-Вегас», но каждый раз я был занят другими проектами. А сейчас, в конце 1990-х, я вдруг подумал, что это неплохая идея - открыть новую эру, препарировав старую.

— Вы можете очертить в двух словах историю, рассказанную в фильме?

— Это большая проблема! Думаю, из-за этого фильм и не смогли снять такие асы, как Мартин Скорсезе и Джек Николсон! Четверть века к этой книге подступаются со всех сторон, и никто не может понять, о чем она. Впрочем, я тоже не могу. Хоть я и снял ее экранизацию, по большому счету я не могу толком сказать, про что это.

— Вы долго писали сценарий?

— Первый вариант сценария мы написали за восемь дней, но он нам не понравился. Тогда мы написали второй вариант за два дня, и решили, что такой вполне нас устроит. На этом проекте все шло удивительно быстро: подготовка, съемки, постпродукция. В этом и заключался главный вызов: я хотел понять, могу ли сегодня снимать быстро. Мы снимали быстро и весело. Это самый дешевый и быстрый фильм, который я когда-либо снял. Мы сделали его за 55 дней на бюджете 20 миллионов долларов.

— Вы встречались с Хантером Томпсоном?

— Первый раз мы встретились в прошлом году в Лос-Анджелесе. С ним и с Джонни Деппом. В то время проект пытался раскрутить Алекс Кокс, но его сценарий не понравился студии, и ему дали от ворот поворот. Когда мне позвонили, Джонни Депп уже подписал контракт на главную роль, и не снимать фильм было нельзя, поэтому они срочно искали нового режиссера. Участие Деппа стало дополнительным стимулом для согласия - очень хотелось с ним поработать. Джонни и Хантер - давние друзья, и увидев их, я сразу понял, что они настроены на одну и ту же волну.

— Говорят, вы хотели работать с Деппом и на вашем предыдущем фильме «12 обезьян»?

— Да, мы подумывали о Джонни, но Брэд Питт буквально вымолил у меня предназначенную Деппу роль. Брэд приехал ко мне в Лондон, читал куски из сценария, мне понравились его искренность и настойчивость. Но я видел в этой роли актера другого типа - вроде молодого Джека Николсона, с легкой извращинкой. Поэтому я сказал: «Нет, Брэд, ты не умеешь говорить быстро, у тебя не получается заплетающийся, лихорадочный темп диалогов!». Брэд попытался меня переубедить, начал импровизировать куски из сценария в очень быстром темпе. Хорошие актеры всегда могут добиться того, что им нужно, но я все еще не был уверен. Тогда Брэд снова пришел меня повидать, когда я был в Лос-Анджелесе, и я не мог отказать парню, который так хотел получить роль. Я знал, что он будет работать до потери сознания. И я сказал - о'кей. Потом попросил Стивена Бриджуотера, бывшего диск-жокея, который помогал Джеффу Бриджесу на «Короле-рыбаке», поработать с Брэдом. После первого же занятия Стивен позвонил мне и сказал, что ничего не выйдет - у парня дыхалки не хватает. Брэд курил и не контролировал диафрагму. Но я заставил их продолжить занятия, и через несколько месяцев Брэд добился отличных результатов. Правда, когда закончились съемки, Брэд был в состоянии физического и нервного истощения, он едва мог стоять на ногах. Он работал невероятно много, все эти странные манерничания - это он придумал, а не я.

— А Депп? Много ли он придумал и много ли взял у Хантера Томпсона при подготовке к роли?

— Даже если я заявлю, что он взял много, это все равно будет слишком скромно сказано. Он не вдохновлялся Хантером, он стал Хантером. Он жил у него под крышей помногу недель и буквально впитывал все, что мог. Настоящий вампир! Он украл у него абсолютно все: и одежду, и машину, и душу! Потрясающее зрелище! В фильме Джонни ходит как Хантер, говорит, как Хантер, и, наверное, даже думает, как Хантер. Джонни - гениальный тип! И вместе с тем он прост в обращении, с ним легко общаться, он полон юмора, умный парень.

— Правда ли, что он настоял на использовании в кадре личных вещей Томпсона?

— Эта идея логически вытекала из его подхода к роли. Мы действительно взяли в фильм некоторые вещи Хантера. Джонни ходил в пиджаке Хантера, в котором он был сфотографирован для обложки его книги. Попахивает сюрреализмом, не правда ли?

— Вы быстро подобрали актеров на остальные роли?

— Довольно быстро. От желающих не было отбоя. Бенисио Дель Торо играет адвоката. Люди не узнают его, потому что для роли он набрал 40 фунтов. Когда он снимает рубашку, на нем кусками висит жир. Зрелище не для слабонервных. Кристина Риччи играет девушку, которую они подбирают в аэропорту. У ее героини извращенное чувство правильного и неправильного. Тоби МакГуайр из «Ледяного шторма» играет путешественника автостопом. Отличный актер, его ждет большая карьера.

— Вы умеете открывать актеров. Никто не знал Уму Турман, когда вы пригласили ее в «Барона Мюнхгаузена».

— Я был очень разочарован, когда выпуск «Мюнхгаузена» задержали и зрители впервые увидели Уму в «Опасных связях»! Я считал, что мир должен впервые увидеть ее прелести такими, какими хотел показать их я. У Умы есть уникальное качество - она умеет вести свою линию даже на фоне знаменитых исполнителей. В «Мюнхгаузене» ей пришлось разделять экран с Олли Ридом, которого в лучшем случае можно назвать опасным человеком, и таким мощным актером, как Джон Невилл. Она не потерялась на их фоне, а ведь ей было всего 17 лет!

— Вы встречали это качество в ком-нибудь еще?

— Кэмерон Диас. Обожаю эту девушку. Она тоже играет маленькую роль в «Лас-Вегасе». В ней есть удивительная прозрачность. Она напоминает мне Джонни Деппа - она так хороша с точки зрения актерской техники, что кажется совершенно естественной. Словно ей все дается само собой. А сегодня редко хвалят за естественность. Нужно, чтобы все видели, как человек играет. Я очень надеюсь снять с ее участием мой следующий фильм «Дефективный детектив», который я писал совместно с Ричардом Ла Граванезе. Кэмерон будет играть средневековую принцессу, корпоративную шлюху и простушку-мамочку. Вот тогда она покажет, на что способна!

— А как попала в «Лас-Вегас» Эллен Баркин?

— Я давно хотел с ней поработать. Она пробовалась в один из моих фильмов, но в последний момент мы взяли другую актрису. В прошлом году я натолкнулся на нее на какой-то вечеринке и мы выкурили трубку мира. Она пожаловалась, что сейчас не пишут хороших ролей для женщин, и чтобы я имел ее в виду, если мне подвернется что-нибудь стоящее. Я взял ее на роль официантки.

— В «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе» вы избрали довольно рискованный эстетический стиль.

— Я лично считаю его нормальным. Но в этом всегда заключалась моя главная проблема. Мы очень часто пользовались широкоугольными линзами, предпочитали яркие цвета. Идея была показать Лас-Вегас как преисподнюю. Нам хотелось создать удушающую атмосферу, которая провоцирует в зрителе ощущение паранойи.

— В фильме много места уделено наркотикам. Признайтесь, вы принимали их во время съемок?

— Ну... это как кинопогоня - чем больше топлива, тем лучше. Я шучу. На съемках никто не принимал наркотиков. Ни актеры, ни техперсонал. Бедняга Джонни перед камерой нюхал вместо кокаина молочный порошок - жуткая гадость, когда принимаешь через нос!

— Вы не ответили на вопрос.

— Я вообще их никогда не принимал! Не смейтесь - я правду говорю. Все сцены в «Лас-Вегасе» поставлены интуитивно. В 1960-е годы, когда все вокруг меня кололись, я единственный ходил, как дурак, с мытой шеей. А сейчас, снимая фильм, все время думал, что по окончании его обязательно испробую то же самое, что мои герои. Но когда посмотрел смонтированный фильм, понял, что слишком стар для этого дерьма. Джонни гениально сыграл одержимость и саморазрушение наркомана. Посмотрев на него, я понял, что мне страшно.

— Вы чувствовали, что снимаете политически некорректный фильм?

— Я очень надеялся, что у меня получится политическое некорректное кино. Это первая причина, по которой я стал снимать. Сегодня делают так много мудрых, вежливых и корректных лент. Мне хотелось разорвать этот порочный круг. Я знаю, кто-то скажет: «Вы сошли с ума - это же пропаганда наркотиков!» Это неправда - мы показываем безумие наркотиков, их разрушающую силу.

— Книга была написана в 1971-м. По-вашему, сегодняшняя эпоха чем-то напоминает 1970-е годы?

— Вряд ли. Мне просто хотелось встряхнуться, вспомнить былые времена. Ведь «экстремальный уикэнд» героев - лишь реакция на сонную и скучную жизнь. Но в ходе этого уикэнда они проявляют настоящее мужество, и мне хотелось проследить это в фильме.

— Тогда противоположный вопрос: Чем сегодняшняя эпоха отличается от 1970-х?

— Сегодня гораздо труднее идентифицировать врага. В 1971 году была вьетнамская война, Ричард Никсон, полиция, разгоняющая демонстрантов. Сегодняшний мир - одна гигантская корпорация, в которой у каждого есть свое место. Людям трудно понять, против чего нужно бороться.

— А вы смогли идентифицировать своего врага?

— Как раз над этим и работаю. Думаю, самый страшный враг людей - они сами. Люди сегодня перестают думать, говорить, самовыражаться. Они с необычайной легкостью принимают все, что плывет им в руки. Они разучились дерзать. Своим фильмом я хотел сказать, что нельзя совсем отказываться от крайностей.

— Какой сценой в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» вы гордитесь больше всего?

— Обожаю момент, когда герои галлюцинируют в отеле «Киркус». Мне кажется, я поднялся почти до феллиниевских высот!

В период с 1998 по 2005 годы Гиллиам попадает в полосу неудач и несколько его кинопроектов подряд срываются на разных этапах. Сказочно-фантастический «Дефективный детектив» не двинулся дальше сценарного черновика; съёмки философской притчи «Человек, который убил Дон Кихота» с Джонни Деппом и Жаном Рошфором были прекращены из-за нескольких происшедших подряд несчастных случаев; ещё до начала съёмочного периода Гиллиам из-за разногласий со студией отказался от работы над фильмом «Добрые предзнаменования» по одноимённому роману Терри Пратчетта и Нила Геймана. В августе 2005 года все-таки вышел на экраны очередной фильм Гиллиама «Братья Гримм» - фантазия о жуликах, которые прикидываются борцами с нечистью и сталкиваются в деревенской глубинке с настоящей магией. Картина, явившаяся компромиссом между режиссёром и продюсерами, не имела успеха ни у поклонников творчества Гиллиама, ни у рядовых зрителей и провалилась в прокате. В сентябре 2005 года на фестивале в Торонто состоялась мировая премьера ещё одного фильма Гиллиама «Страна приливов» по мотивам одноимённого романа Митча Каллина. Эта картина является на сегодняшний день самой радикальной работой режиссёра. Содержащиеся в ней сцены с некро- и педофильским подтекстом вызвали возмущение большинства критиков, однако это не помешало «Стране приливов» получить приз «ФИПРЕССИ» на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.

В феврале 2007 года появились сообщения о том, что Гиллиам готовится к съёмкам фильма по собственному сценарию, написанному с постоянным соавтором Чарлзом Маккеуном. Съёмки фильма под рабочим названием «Воображариум доктора Парнаса» начались в декабре. В феврале 2008 года Гиллиам собирался продолжить съёмки, однако их пришлось отложить в связи с гибелью исполнителя главной роли, актёра Хита Леджера. В середине февраля появились сообщения, что роль Леджера в знак уважения к его памяти согласились сыграть сразу три известных актёра - Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл. Действие фильма разворачивается в нескольких реальностях, в которых персонаж Леджера может иметь разные физические воплощения. Леджер успел сделать всю часть роли, относящуюся к современному Лондону, остальные актёры сыграли воплощения его персонажа в воображаемых мирах. В мае 2009 состоялся релиз «Воображариум доктора Парнаса». Сюжет повествует о Докторе Парнасе и его Воображариуме - необычном передвижном шоу, позволяющем зрителям войти в удивительный и ослепляюще экзотический мир фантазий, в котором им даётся уникальная возможность выбрать между добром-благодетелью и злом-пороком. Благословлённый даром раскрепощать и многократно усиливать воображение других людей, временно превращая их фантазии в реальность, Доктор Парнас несёт проклятие мрачного секрета. Давным-давно он заключил пари с дьяволом, неким Мистером Ником, и выиграл бессмертие.

Много столетий спустя Доктор Парнас встретил истинную любовь и заключил новую сделку с дьяволом - обменял бессмертие на юность, но с одним условием. Его первенец по достижении шестнадцати лет уходит в собственность Мистера Ника. Валентина - дочь главного героя - скоро достигнет шестнадцатилетия, и Доктор Парнас всячески старается уберечь её от неизбежной участи. Мистер Ник прибывает за Валентиной, но, всегда готовый к новому пари, он договаривается о новой ставке. Теперь победителем станет тот, кто первым соблазнит и пленит пять душ. Доктор Парнас ищет союзников, даже собирается обещать руку дочери тому, кто поможет ему обставить дьявола. Ему предстоит преодолеть множество сюрреалистических препятствий и раз и навсегда исправить все ошибки прошлого, чтобы спасти свою Валентину. На этом пути ему помогают, а иногда и мешают члены труппы - строгий и практичный карлик по имени Перси, симпатичный паренёк Антон, таинственный незнакомец Тони. В 2011 году - фильм «Человек, который убил Дон Кихота». Работа над фильмом началась в 2000 году, однако вскоре проекту не хватило денег, возникли проблемы с правами на сценарий, а у исполнителя главной роли Жана Рошфора начались проблемы со здоровьем - и Терри Гиллиам прикрыл проект в пользу сразу двух фильмов «Братья Гримм» и «Страна Приливов», вышедших пять лет спустя.

Избранная фильмография;

Сэм Лоури - крошечный винтик в огромной заржавевшей бюрократической машине тоталитарного государства будущего. Сэм старается не лезть в неприятности, но однажды, заметив ошибку в документе, которая привела к аресту невинного человека, он решает исправить ее. Благое намерение скромного клерка неожиданно для него вызывает целую лавину странных совпадений и загадочных событий, и вскоре выясняется, что крошечная опечатка способна пошатнуть могучего колосса на глиняных ногах.
• 1985 — Бразилия / Brazil (кинорежиссер)

Весь интернет

Ссылки - Фильмы-антиутопии.
Сборник афоризмов - Терри Гиллиам - цитаты.