Юрий Ханон или Юрий Ханонъ или до 1993 года Юрий Ханин (настоящее имя Юрий Феликсович Соловьёв-Савояров; род. Ленинград, Россия) — советский и российский композитор, философ, кроме того, работает как писатель, художник, студийный пианист и ботаник-селекционер. Лауреат континентальная премия Европейской Академии Кино «Феликс» за 1988 год и дипломант российской премии «Ника» за 1989 год. Получив известность в период с 1988 по 1992 год в кинематографе, на телевидении и серией концертов, с 1993 года Юрий Ханон ушёл в тень. Среди академических композиторов Юрий Ханон выделяется своей крайне независимой позицией и замкнутым, герметическим способом жизни и творчества.
Юрий Ханон
Юрий Ханон в оранжерее, 2004 год.
Краткая творческая биография;
Юрий Савояров родился в Ленинграде. Внук знаменитого в дореволюционном Петрограде артиста-эксцентрика, автора множества популярных песен и куплетов Михаил Савоярова. С самого начала творческой карьеры Юрий Ханон свой род занятий, или профессию, настойчиво не обозначал словом «композитор», «писатель» или «художник». Занятие любым творчеством он видит как наименее существенную из своих возможностей. Основными своими задачами он всегда считал не само искусство, а доктрину или систему, жёстко воплощаемую средствами того искусства, которым он занимается в данный момент, будь то живопись, музыка, литература или прямое изложение философии. Именно поэтому Юрий Ханон всегда определял свою профессию словом не композитор, а «каноник» - лицо, определяющее правило. В 1988 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова по классу композиции у профессора Владимир Цытовича. Однако своими реальными предшественниками и учителями Юрий Ханон называет двух композиторов-идеологов, особых в истории музыки: Александр Скрябина и Эрика Сати. Будучи ещё студентом консерватории, Юрий Ханон написал первую свою работу - музыку для фильма кинорежиссёра Александр Сокурова «Дни затмения» и получил специальный приз «Феликс» европейской киноакадемии за лучшую музыку и номинацию на премию «Ника» в той же категории. В 1989 году пишет музыку для фильма «Спаси и сохрани». В 1991 пишет музыку для фильма «Шагреневая кость» и дебютирует в качестве киносценариста и киноактера. Юрий Ханон работал в кино крайне непродолжительное время, всего три года. Сделав всего три кинофильма, Юрий Ханон более уже не возвращался к работе в кино и для кино. На десятки предложений кинорежиссёров о сотрудничестве всякий раз отвечал отказом.
С 1991 года Юрий Ханон прекратил также и всякую публичную деятельность и полностью сконцентрировал себя на главной работе, которая, по его выражению, может происходить только наедине «между кончиком карандаша и бумагой», начав работы в качестве писателя эссеиста и беллетриста. Однако, равно как и в своей музыкальной части творчества, он в течение всего этого времени не был обеспокоен публичной судьбой своих сочинений. За исключением романа «Скрябин как лицо» и одного небольшого рассказа, все свои произведения художественной прозы он писал прямо «в стол» безо всякого расчёта на публикацию и ни разу не поднимал вопроса о выпуске в тираж. Его перу принадлежит более сорока небольших рассказов, пять повестей, самые крупные - «Чернеющий на срезе» и «Повесть о той жизни», и роман «Кост-Малламырский синдром», ни одно из этих произведений не опубликовано. Стиль этой прозы - тяжёлый, вязкий и перегруженный словесной игрой, пожалуй, может быть расположен между «Чевенгуром» Платонова и поздними рассказами Хармса. Всего один маленький рассказ «Моя маленькая правда о той войне», адаптированный отрывок из романа «Кост-Малламырский синдром» был почти случайным образом опубликован в московском журнале. В 1993 году по настоянию издателей Ханон опубликовал цикл, более двадцати, статей «Тусклые Беседы», в которых в провокационной и саркастической форме ознакомил читателей с основными положениями своей доктрины. Точно таким же образом их публикация через полгода была прервана автором. Совершенно особняком стоит роман «Скрябин как лицо», опубликованной в 1995 году. Это очень толстая книга, почти 700 страниц, которую Юрий Ханонъ написал специально для создания элитного предмета книжного искусства. И литературный стиль, и язык разительно отличается от рассказов и повестей этого автора. Это роман в мемуарах, основанный на личных воспоминаниях автора, в течение более двадцати лет близко знакомого с творчеством великого русского композитора Александр Скрябина. Повествование ведётся от первого лица, тоже композитора, который попеременно предстаёт под фамилией Юрий Ханон или Ханин. Язык и стиль - лёгкий, местами даже нарочито разжиженный, в целом основанный на разговорном и литературном языке первых двух десятилетий XX века:
«Двадцать восемь лет моей жизни прошли в непрерывном и ближайшем диалоге с Александром Николаевичем Скрябиным. Те же двадцать восемь глав содержит и моя прекрасная книга. Так могу ли я теперь хотя что-нибудь добавить к уже сказанному».
Избранная фильмография;
Судьба экстремально одарённого художника, не желающего играть, работать и жить по правилам человеческого общества.
• 1992 — Шагреневая кость (кинокомпозитор)
Весь интернет
Ссылки - Авангардные фильмы.
Сборник афоризмов - Юрий Ханон - цитаты.