Оноре Бальзак (фр. Honore Balzac, полное имя Оноре де Бальзак, фр. Honore de Balzac; Тур, Франция) — французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Имя при рождении - Оноре Бальзак; частицу «де», означающую принадлежность к дворянскому роду, начал использовать около 1830 года.
Оноре Бальзак
Honore Balzac
http://forumupload.ru/uploads/0004/b4/53/2879-1-f.jpg
Портрет Оноре де Бальзака.
Дж. Аллен Ст. Джон. Черты лица Оноре де Бальзака
выполнены на основе рисунка Луи Буланже.
Рисунок в сепии, находится в музее г. Тур.

Краткая творческая биография;

Оноре Бальзак родился в Туре. Его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции, Лангедок. Изначальную фамилию Бальса сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу «де» в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет, в период с 1806 по 1813 год, в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года, в период с 1816 по 1819 год, письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 и 1824 Оноре издал, под псевдонимом, с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж. Ж. Руссо, В. Скотта и «романов ужасов». В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка. В 1822 году, в возрасте 23 лет, началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни. Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и «Лилия в долине», опубликованная в период с 1835 по 1836 год, дала, в высшей степени идеальную, картину этой дружбы.

Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле, в период с 1826 по 1828 год, вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман «Последний Шуан», который был переработан и издан в 1834 под названием «Шуаны». Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей «Физиология брака», 1829 год, она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые «Сцены частной жизни», c несомненным шедевром «Дом кошки, играющей в мяч», в 1831 выходят первые «Философские повести и рассказы». В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как «Человеческая комедия». Договор об издании первой серии «Этюды о нравах», написанных в период с 1833 по 1837 год, Бальзак заключил, когда многие тома, всего вышло 12, были еще не завершены или только начаты. Поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. «Этюды» состояли из «Сцен» частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей «Человеческой комедии».

Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в «Философских этюдах», первое собрание которых вышло между 1835 и 1837 годами. Этюды о нравах должны были представить «следствия», а «Философские этюды» - выявить «причины». Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э. Сведенборга и других мистиков, физиогномики И. К. Лафатера, френологии Ф. Й. Галля, магнетизма Ф. А. Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во «второе зрение», таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был. Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении. Во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей «эфирной субстанции», или «флюида». Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика «Шагреневой кожи» 1831 года. Третий главный раздел цикла должны были составить «Аналитические этюды», посвященные «принципам», но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих «Этюдов»: полусерьезную-полушутливую «Физиологию брака» и «Мелкие невзгоды супружеской жизни», выпушенную в период с 1845 по 1846 год.

Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание «Рабле ряд забавных», хотя и непристойных «средневековых» повестей под названием «Озорные рассказы», в период с 1832 по 1837 год, не вошедших в состав «Человеческой комедии». Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841 году, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в «Этюдах», написанных в период с 1833 по 1837 год, но Бальзак добавил к нему «предисловие», в котором разъяснил свои цели. В так называемое «окончательное издание», вышедшее в период с 1869 по 1876 год, вошли «Озорные рассказы», «Театр» и ряд писем. В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса. В описании: конторских служащих - «Чиновники», судейских клерков и адвокатов - «Дело об опеке», 1836 год, «Полковник Шабе», 1832 год, финансистов - «Банкирский дом Нусингена », 1838 год, журналистов - «Утраченные иллюзии», написанная в период с 1837 по 1843 год, мелких фабрикантов и торговцев - «История величия и падения Цезаря Биротто», 1837 год. Среди «Сцен частной жизни», посвященных чувствам и страстям, выделяются «Покинутая женщина», «Тридцатилетняя женщина», написанная в период с 1831 по 1834 год, «Дочь Евы», 1838 год.

В «Сценах провинциальной жизни» не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные «бури в стакане воды», которые нарушают мирное течение привычной жизни - «Турский священник», 1832 год, «Евгения Гранде», 1833 год, «Пьеретта», 1840 год. В романах «Урсула Мируэ» и «Баламутка», написанных в период с 1841 по 1842 год, показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в «Сценах парижской жизни». Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь «борьбу за жизнь» с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф. Купер. Наибольший интерес из «Сцен политической жизни» представляет «Темное дело», 1841 год, где на мгновение возникает фигура Наполеона. «Сцены военной жизни» включают всего два произведения: роман «Шуаны» и рассказ «Страсть в пустыне», 1830 шод, - Бальзак намеревался значительно их дополнить. «Сцены деревенской жизни» в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как «Сельский врач», 1833 год, и «Сельский священник», 1839 год, значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов.

Бальзак был первым великим писателем, уделившим пристальное внимание материальному фону и «облику» своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Сюжеты его романов часто основаны на финансовых интригах и спекуляциях. Он прославился также своими «сквозными персонажами»: лицо, игравшее ведущую роль в одном из романов, затем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах. Примечательно также, что в развитие своей теории мысли он населяет свой художественный мир людьми, охваченными навязчивой идеей или какой-либо страстью. Среди них: ростовщик в «Гобсеке», 1830 год, безумный художник в «Неведомом шедевре», 1831 год, новая редакция 1837 год, скряга в «Евгении Гранде», химик-маньяк в «Поисках абсолюта», 1834 год, ослепленный любовью к дочерям старик в «Отце Горио», выпушенная в период с 1834 по 1835 год, мстительная старая дева и неисправимый бабник в «Кузине Бетте», 1846 год, закоренелый преступник в «Отце Горио» и «Блеске и нищете куртизанок», опубликованную в период с 1838 по 1847 год. Подобная тенденция наряду с склонностью к оккультизму и ужасам ставит под сомнение взгляд на «Человеческую комедию» как высшее достижение реализма в прозе. Однако совершенство повествовательной техники, мастерство описаний, вкус к драматической интриге, интерес к мельчайшим подробностям обыденной жизни, изощренный анализ душевных переживаний, в том числе любовных, роман «Золотоглазая девушка» явился новаторским исследованием извращенного влечения, а также сильнейшая иллюзия воссозданной реальности дают ему право именоваться «отцом современного романа».

Ближайшие преемники Бальзака во Франции Г. Флобер, при всей суровости его критических оценок, Э. Золя и натуралисты, М. Пруст, равно как и современные авторы романных циклов, несомненно, многому у него научились. Его влияние сказалось и позже, уже в двадцатом веке, когда классический роман стали считать устаревшей формой. Совокупность почти ста названий «Человеческой комедии» свидетельствует об удивительной многогранности этого плодовитого гения, который предвосхитил чуть ли не все из последующих открытий. Бальзак работал неутомимо, он славился тем, что использовал очередную корректуру для радикального пересмотра композиции и существенных изменений текста. При этом он отдавал дань увеселениям в раблезианском духе, охотно наносил визиты великосветским знакомым, выезжал за границу и был далеко не чужд любовных увлечений, среди которых выделяется его связь с польской графиней и женой украинского помещика Эвелиной Ганской. Благодаря этим отношениям, завязавшимся в период с 1832 по 1833 год, появились на свет бесценное собрание адресованных Ганской посланий Бальзака «Письма к незнакомке», опубликованной в период с 1899 по 1906 год и 3 и 4 тома опубликованные в период с 1933 по 1950 год, и «Переписка», опубликованная в 1951 году, с Зульма Карро, дружбу с которой писатель пронес через всю жизнь. Ганская обещала выйти за него замуж после смерти мужа. Это случилось в 1841, но затем возникли осложнения. Переутомление от колоссальной работы, нерешительность Ганской и первые признаки тяжелой болезни омрачили последние годы Бальзака, и когда в марте 1850 наконец состоялась свадьба, ему оставалось жить всего пять месяцев.

Избранная фильмография;

Судьба экстремально одарённого художника, не желающего играть, работать и жить по правилам человеческого общества.
• 1992 — Шагреневая кость (киносценарист)

Весь интернет

Ссылки - Авангардные фильмы.
Сборник афоризмов - Оноре Бальзак - цитаты.