Вольфганг Гёте (нем. Wolfgang Goethe, полное имя Иоганн Вольфганг фон Гёте или Йохан Вольфганг фон Гёте, нем. Johann Wolfgang von Goethe; род. Франкфурт-на-Майне, Германия) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.
Вольфганг Гёте
Wolfgang Goethe
http://forumupload.ru/uploads/0004/b4/53/2875-1-f.jpg
Портрет Иоганн Вольфганга фон Гёте.
Йозеф Карл Штилер. Масло, холст. 1828 год.

Краткая творческая биография;

Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара Гёте. Отец его был имперский советник, бывший адвокат, мать Катарина Элизабет Гёте - дочь городского старшины. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Начальное образование Гёте получает дома, под руководством отца. В 1765 году, в возрасте 16 лет Гёте отправляется в Лейпцигский университет. Занятие юриспруденцией мало привлекало Гёте, гораздо более интересовавшегося медициной, этот интерес привёл его впоследствии к занятиям анатомией и остеологией, и литературой. Три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения. В годы обучения Гёте, в 1767 году, был написан стихотворный сборник «Аннетте», посвящённый Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия «Капризы влюбленного». К 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учёбу, но он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Выздоровев, Гёте завершает образование на юридическом факультете университета Страсбурга в период с 1770 по 1771 год. Одновременно он изучает горное дело, минералогию, анатомию, ботанику, физику, химию и многие другие естественные науки. В этот период поэт переживает бурный роман с дочерью пастора из Зазенгейма Фредерикой Брийон. Здесь он встречается с Гердером, ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. В 1771 году Гёте переезжает во Франкфурт, где поэт вливается в литературную жизнь города, чему не может помешать юридическая практика, которой Гёте вынужден заниматься из уважения к отцу.

Во Франкфурте Гёте является лидером литературного бунта 1772 года, против принципов, установленных Готшедом и теоретиками Просвещения. В 1773 году Гёте пишет драму «Гёц фон Берлихинген», в которой, игнорируя классицистическое триединство, он показывает 56 сцен, множество персонажей, использует прозу, простой, местами грубоватый народный язык. Материалом для драмы послужило жизнеописание Готфрида фон Берлихингена, написанное им в 1557 году, но опубликованное в 1731 году. Тогда же, используя шекспировские «уроки», Гёте начинает работу над «Эгмонтом» и «Фаустом». Первый набросок «Фауста», содержащий основные сюжетные моменты будущего произведения. Этот так называемый «Пра-Фауст» не сохранился в рукописях писателя, но был обнаружен в 1887 году в записи одной из почитательниц Гёте. Он помогает Гердеру собирать немецкие народные песни и сочиняет множество стихов в манере народной песни. Гёте разделяет убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность становится на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как «Свидание и разлука», «Майская песнь» и «С разрисованной лентой». Укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в «Фаусте», «Гёце», «Клавиго». Несколько стихов поэт посвящает и своей мимолетной пассии Лили Шёнеман. В 1774 год, в Вецларе, где Гёте по настоянию отца стажируется в имперском суде, он пишет роман «Страдания юного Вертера», который делает его знаменитым не только  во всей Германии, но и во всей читающей Европе. Гёте избрал для «Вертера» эпистолярную форму. Письма представляют собой исповедь героя. События романа происходят с мая 1771 года по декабрь 1772 года. Таким образом, время действия и время создания романа очень близки. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обручённой с другим, - часть собственного жизненного опыта Гёте.

На склоне лет Гёте рассказывал, что написал «Страдания юного Вертера», чтобы освободиться от преследовавшей его мысли о самоубийстве. Однако поступок Вертера оказался столь заразительным, что после издания переводов романа во Франции, Англии, Голландии, Италии, Швеции и России по Европе прокатилась волна самоубийств молодых людей, которые готовы были ценой жизни доказать истинность своей страсти. Последующие одиннадцать лет Гёте проводит при веймарском дворе, в период с 1775 по 1786 год. Гёте является советником молодого герцога Карла Августа. Он принимает на себя ряд государственных обязанностей, становится первым министром герцога, получает титул тайного советника, ведает прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы проверяет, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Кроме того, Гёте находится в самом центре придворного общества: он – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Многочисленные служебные обязанности Гёте серьёзно препятствуют завершению начатых им крупных произведений - «Вильгельма Мейстера», «Эгмонта», «Ифигении» и «Тассо». В это время эмоциональность и революционное тираноборство периода «Бури и натиска» отходят в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» - Катулла, Тибулла и Проперция.

В 1782 году Гёте получает статус дворянина и должность президента палаты. Любовь к Шарлотте фон Штайн, продолжавшаяся с перерывами на протяжении всей жизни поэта. В 1783 году элегия «Ильменау», ознаменовавшая поворот в поэзии Гёте от юношеских тираноборческих идеалов к центральному в его системе нравственных ориентиров понятию долга. В 1786 году, бесконечные служебные дела мешают творить, и Гёте отправляется на полтора года в Италию. Здесь он заканчивает драмы «Эгмонт» и «Торквато Тассо». В 1788 году напечатана драма «Эгмонт», начатая ещё в 1770-х годах, и окончательно завершённая в 1787году в Италии. Здесь Гёте, как и Шекспир, обращается к исторической эпохе, крайне тяжёлой, когда сплетаются политические и религиозные конфликты. Стремясь воссоздать события, происходящие в Нидерландских провинциях в середине XVI в., предельно правдиво, Гёте избирает прозаическую форму, что для того времени является новаторством, так как драмы писались стихами. В 1789 году Гёте возвращение в Веймар. Поэт обращается к герцогу с просьбой освободить его от многих служебных обязанностей, оставив лишь придворный театр. Гёте знакомится и начинает жить гражданским браком с Кристианой Вульпиус, работницей цветочной мастерской. Двор в ужасе от этой связи, но советник не обращает внимания. Этот же год - рождение сына Августа, первенца Иоганна Гёте и Кристианы. В 1790 году, опубликован «Фауст. Фрагмент», представляющий сокращённый вариант «Пра-Фауста». В 1791 году в Веймаре Гёте создает собственный театр, сам же становится его руководителем. Создает множество небольших драм и зингшпилей для постановок. В период с 1791 по 1794 год, Гёте не сразу перешел к «оседлому» образу жизни, он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау, участвовал в военной кампании против Наполеона. В 1794 году Гёте устанавливает дружеские отношения с Фридрихом Шиллером, который просит у Гёте помощи в издании нового журнала «Оры». Вскоре Шиллер переезжает в Веймар.

В 1795 году Гёте заканчивает роман «Годы учения Вильгельма Мейстера», где в прозаическое повествование об образованном немецком бюргере, порвавшем со своей средой, сблизившемся с актёрами и ставшем затем выдающимся драматургом, включены несколько стихотворений. В основе романа - неоконченное произведение Гёте «Театральное призвание Вильгельма Мейстера», повествующее об усилиях героя создать национальный театр в Германии. В романе нашла отражение деятельность выдающихся немецких актёров того времени. В 1796 году эпическая поэма «Герман и Доротея», в которой Гёте предпринимает попытку создать идеальные образцы своих современников - жителей маленького немецкого городка, на фоне событий Французской революции. В 1797 году постоянное и тесное общение Гёте с Шиллером, обсуждение творческих планов и их совместное осуществление, например, создание сатирического цикла «Ксении», приводит к дружескому состязанию в написании баллад. Благодаря этому состязанию появляются, написанные в традициях страшной сумрачной баллады, произведения «Ночной царь» и «Коринфская невеста». Источниками этих произведений служат античные мифы и средневековые предания. Особенно интенсивно работа протекала с 1797 по 1801 годы, период интенсивной работы над Фаустом, были написаны «Посвящение» оба «Пролога», сцены «Кабинет Фауста» и «Вальпургиева ночь». Кроме того, опубликована драма «Торквато Тассо», пропагандирующая мирные постепенные реформы, замену идей борьбы идеей воспитания, а также «Римские элегии», плод тоски по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 году женой Гёте. В 1805 скончался Шиллер. Октябрь 1806 года – войска Наполеона Бонапарта бомбардируют Веймар. Герцог и двор покидают город. Иоганн Вольфганг Гёте - единственный из министров, кто остается во дворце и продолжает работать. В 1808 году принимая участие в Эрфуртском конгрессе, Гёте встречается с Наполеоном, беседует с ним. Наполеон вручает поэту орден «Почетного легиона». В этом же году закончена первая часть трагедии «Фауст», законченная в 1806 году. В 1809 году выходит семейный роман Гёте «Избирательное сродство», в котором Гёте вновь поднимает вопрос о свободе чувства, но, в отличие от «Вертера», разрешает этот вопрос под знаком отречения и верности семейным устоям.

В 1810 году Людвиг ван Бетховен пишет музыку к драме Гёте «Эгмонт». В период с 1811 по 1814 год, Гёте пишет автобиографическую книгу «Поэзия и правда», рассказывающую историю детства и юности поэта вплоть до 1775 года, переезда в Веймар. В 1814 - 1819 годы Гёте пишет «Западно-восточный диван», сборник любовной лирики. Соавтором Гёте выступает молодая поэтесса Марианна фон Виллемер. Она же становится прототипом главной героини цикла. «Диваном» в восточных странах называли сборники стихотворений, расположенных в определённом порядке. Падение Наполеона, увлечённость Марианной фон Виллемер, открытие лирики Хафиза, жившего и Ширазе в XIVв. - всё это, поэтически преображённое, составило содержание «Западно-Восточного дивана». В 1815 году Гёте получает должность первого государственного министра. В июне 1816 года  умирает Кристиана, не выдержав второго инсульта. В период 1816 по 1829 год - публикуется «Путешествие в Италию», отчёт о поездке в Италию в период с 1786 по 1788 год. В конце 1820-х годов опубликованы «Разговоры Гёте с Эккерманом», закончены «Фауст» и «Годы странствий Вильгельма Мейстера». Летом 1822 года на курорте Мариенбад Гёте встречает свою последнюю любовь, Ульрику фон Левецов. Поэт старше ее на 55 лет, когда-то он ухаживал за ее матерью. Августу, сыну Гёте, и матери девушки с трудом удалось расстроить уже готовящуюся свадьбу. В период с 1825 по 1831 год Гёте работает над второй частью «Фауста». В 1830 году умирает сын Августа. В 1831 году Гёте по настоятельным просьбам своего секретаря Иоганна Петера Эккермана завершает работу над «Фаустом», замысел второй части которого возник ещё в период с 1797 по 1801 год. В 1833 году в первом томе «Посмертного издания сочинений» Гёте издана полностью трагедия «Фауст».

Избранная фильмография;

Герой фильма блуждает по узким улочкам Праги с мистической картой в руках. Лабиринты улиц приводят его на заброшенный чердак, где он находит старинный кукольный театр и «Фауста» Гёте посередине комнаты. Он примеряет костюм Фауста и вживается в его образ. Начавшись, как невинная забава, его путешествие превратилось в реальность, и герой очутился в лаборатории знаменитого алхимика.
• 1994 — Урок Фауста / Lekce Faust (киносценарист)

Весь интернет

Ссылки - Авангардные фильмы.
Сборник афоризмов - Вольфганг Гёте - цитаты.