Димитрий Кирсанов или Дмитрий Кирсанофф (фр. Dimitri Kirsanov или Kirsanoff; род. Юрьев, Россия, ныне Тарту, Эстония) — французский кинорежиссер, выходец из России. Один из наиболее поэтичных и своеобразных режиссеров французского немого кино, в своем творчестве особенно ярко выразил идею фотогении. Именно в фильмах Кирсанова представления Деллюка и Эпштейна как будто приобретают прозрачную плоть кинематографического изображения.
Димитрий Кирсанов
Dimitri Kirsanov
http://internetreklama.topbb.ru/uploads/0004/b4/53/2863-1-f.jpg

Краткая творческая биография;

Кирсанов родился в городе Юрьев, в России. В молодости он работает музыкантом, увлекается кино, в котором профессионально начинает работать практически сразу по приезде во Францию в 1923 году. Тогда же он выпускает свой первый фильм «Ирония судьбы» широкую международную славу Кирсанов завоевывает после создания фильма. «Менильмонтан», 1925 год. Своими превосходными кинематографическими качествами этот фильм обязан не только высокому профессионализму монтажа или качеству изображений. Кирсанов сам был оператором фильма вместе с Ж. Круайаном, но и проникновенной игре открытой Кирсановым актрисы - Нади Сибирской, полуфранцуженки-полурусской, приехавшей в Париж из родной Бретани в возрасте восемнадцати лет, чтобы заняться театром. Сибирская становится женой молодого режиссера, и они работают вместе до 1939 года. Яркая творческая индивидуальность актрисы, помноженная на мастерство и талант Кирсанова, способствует созданию целой серии незаурядных фильмов: «Сильви Судьба», 1926 год, «Песни», 1927 год, и прежде всего «Осенние туманы», 1929 год.

В начале 30-х годов Кирсанов выступает против звуковой революции, считая немое кино особым видом искусства, который должен сохраниться и продолжать существовать. Однако вскоре он отходит от этих позиций и ставит фильм «Похищение», 1934 год, в котором интересно экспериментирует со звукозрительным контрапунктом, опираясь на специально написанную для него партитуру Артура Онеггера. Финансовые неудачи вынуждают Кирсанова уйти в коммерческое кино. После «Похищения» он ставит целый ряд фильмов, не представляющих значительного художественного интереса: «Колыбель», 1935 год, «Девушка в саду», 1936 год, «Источник Аретузы», 1936 год. Снял несколько фильмов-экранизаций, в том числе короткометражку «Два друга», 1946 год, по новелле Мопассана.

Лучшие фильмы Кирсанова опираются на идеи фотогении. Однако в своем творчестве он стремился не только выявить поэтический облик мира на изобразительном уровне. Большое значение Кирсанов придавал монтажу и был признан одним из наиболее виртуозных мастеров монтажа во Франции. Сам художник указывал, что большое влияние на него оказали монтажные теории Всеволода Пудовкина. Внимание режиссера привлекали вопросы киноритма, который он полагал отчасти идентичным музыкальному. Однако, в отличие от многих своих коллег, Кирсанов искал музыкальности в тишине. В частности, он писал:

Код:
«Так же как музыка своим невидимым присутствием, кино своей тишиной дает впечатление бесконечности».


Кирсанов уподоблял изображение не слову, но музыкальной ноте, и в своем стремлении создать музыку тишины боролся с любой формой присутствия слова на экране. Даже титры, по мнению режиссера, были способны разрушить молчаливую и гибкую мелодию фильма.

Избранная фильмография;

Две девочки уезжают из дома, после того, как их родители были убиты топором бесноватым мужчиной. Они живут в Менильмонтане, средневековом пригороде Парижа. Работают в мастерской по изготовлению искусственных цветов. Младшая забеременела и оказалась в тяжёлом положении с ребёнком на руках. Мысль о самоубийстве привела ее на набережную Сены. Но чуткость сестры и жителей квартала Менильмонтан спасают девушку от гибели.
• 1926 — Менильмонтан / Menilmontant (кинорежиссер)

Весь интернет