Жан Ренуар (фр. Jean Renoir; род. Париж, Франция) — французский кинорежиссер, актер, продюсер, сценарист, сын художника Пьер-Огюста Ренуара, брат актера Пьера Ренуара. В историю мирового кинематографа Жан Ренуар вошел как уникальный режиссер, которому были подвластны любые жанры - от популярного до самого изысканного. Многогранность его таланта вызывает восхищение. Ренуар - автор огромного количества фильмов: это и постановки литературных произведений, и экспериментальные ленты, сатирические комедии, водевили, социальные драмы. Почерк мастера всегда узнаваем: глубокая философская осмысленность и при этом чуть насмешливая манера повествования - вот козырная карта режиссера.
Жан Ренуар
Jean Renoir
http://internetreklama.topbb.ru/uploads/0004/b4/53/2861-1-f.jpg

Краткая творческая биография;

Жан Ренуар родился в Париже, в районе Монмартр, в семье Алины Шаригот и Пьер-Огюст Ренуара. Его отцу, знаменитому художнику Пьер-Огюст Ренуару, было тогда 53 года. Сыновья и внуки художника-импрессиониста стали людьми искусства. Старший, Пьер - актером; младший, Жан - кинорежиссером, племянник Клод - художником и оператором, сын Пьера, и сын Жака - Ален Ренуар стал почетным профессором сравнительной литературы в Калифорнийском Университете в Беркли. Жан Ренуар учился в закрытом колледже. В этом аристократическом заведении он изучал математику, философию, литературу. Но колледж Жан недолюбливал и называл его «своего рода элегантной тюрьмой» и, как он сам признавался, из которой он несколько раз сбегал. Но именно здесь под влиянием Вергилия он даже начал писать стихи. Во время учебы произошло знакомство будущего режиссера с кинематографом.

Получив степень бакалавра, Жан в 1914 году был зачислен в расквартированный в Венсене драгунский полк и с началом войны в звании младшего лейтенанта попал на фронт. Вскоре его ранили в бедро. Ногу хотели ампутировать, но мадам Ренуар уговорила врачей отказаться от операции. Во время долгого лечения единственным его времяпрепровождением опять становится кинематограф. Правда, в ту пору Ренуар отдает предпочтение американским лентам, которых пересмотрел множество. Поправившись, он поступает в авиацию, где, пройдя специальное обучение, становится пилотом-наблюдателем. И снова получает ранение:

Код:
«Послевоенный период стал своеобразным золотым веком для любителей кино, эпохой расцвета американского кинематографа. Большие кинотеатры пренебрегали американскими фильмами, предпочитая им претенциозные глупости, неловко разыгрываемые устаревшими актерами, или же совсем глупые итальянские картины. Американские фильмы демонстрировались в маленьких, дешевых залах, по две-три ленты на одном сеансе, и программа менялась два раза в неделю. Мне пришлось долгое время ходить в кино по три раза в день. Это значит, что в день я поглощал семь или восемь фильмов, к концу недели их становилось пятьдесят, а к концу месяца - двести. Мысль о работе в кино меня не посещала. Мне казалось, что во Франции невозможно создать что-то свое. Ведь критики не признавали, а некоторые ничего не знали о столь любимых мной американских фильмах, о восхитительных актерах, чья игра вдохновляла меня. Как же я, робко мечтавший лишь пойти по их следам, не надеясь когда-нибудь с ними сравняться, мог мечтать об удаче в моей рутинной стране?».


Ренуар вернулся в родительский дом, на виллу «Коллетт» в окрестностях Ниццы. Он осваивает ремесло керамиста. Изготовленные им вазы выставлялись в музеях. После смерти отца Жан женился на натурщице Андре Решлинг или просто Дедэ. У них родился сын Ален. Долгое время мысль о работе в кино не посещала Ренуара, но, посмотрев «Пылающий костер» с Мозжухиным в главной роли, он изменил свое мнение. Все перевернул в жизни Ренуара фильм «Безумные женщины» Эриха фон Штрогейма, который предрешил его дальнейшую судьбу, а позже повлиял на ренуаровскую стилистику. Да и Дедэ хотела играть в кино, именно для нее Жан Ренуар написал свой первый сценарий. Дедэ взяла псевдоним Катрин Гесслинг.

Для нее Жан Ренуар пишет сценарий картины «Жизнь без радости». Это соприкосновение с процессом создания фильма положило конец всем сомнениям Ренуара. Стало понятно, что его истинный путь - кинематограф. На деньги отца он основал собственную кинокомпанию и в 1924 году снял первую свою картину «Дочь воды» с изысканными пейзажами и необычным решением сцены сна героини. В то время во французском кинематографе господствовало течение «авангард», сформировавшееся под влиянием символизма, балетов Дягилева и драматургии Поля Клоделя. «Дочь воды» трудно было назвать авангардистской, поскольку в ней слишком большое внимание уделено натурным съемкам, актерской игре и живописности, близкой к импрессионизму. Все эти качества в полной мере можно отнести к большинству последующих произведений автора:

Код:
«Как режиссер, я против смешения различных жанров искусства, и особенно против проникновения литературы в кинематографию. Кино — это в первую очередь последовательность изображений, предназначенных в одинаковой степени для зрительного и умственного восприятия. И моя любовь к форме роковым образом должна была привести меня к нему. Работая, я учился, и во время съемок этой ленты был скован желанием оставить под килем подводный камень, на который обычно наталкиваются французские кинематографисты, - театрализацию изображаемого. Именно поэтому я пригласил актеров, никогда не работавших на сцене. Я дорожу этой свежестью, которая при совершенстве воспроизведения в какой-то степени оказывается точным отражением жизни. Не считаете ли вы, что прекрасное тело, красивый жест, легкая, правильная и четкая походка значат не меньше, чем избитая мимика, часто похожая на гримасничание, извращающее черты человеческого лица?».


В 1938 году Жан Ренуар более сурово писал о «Дочери воды»:

Код:
«По моему мнению, мои первые работы не представляют никакого интереса. Их ценность лишь в актерской игре Катрин Хесслинг. Она была фантастической актрисой, слишком фантастической, чтобы быть принятой робкими французскими коммерсантами. Этим и объясняется её уход. Наивно, но не покладая рук я стремился подражать моим американским учителям. Я тогда не понимал, что отдельный человек больше, чем весь род человеческий, зависит от земли, которая его кормит, от условий жизни, которые лепят его тело и определяют склад ума, от картин природы, которые целыми днями проносятся у него перед глазами. Я еще не знал тогда, что француз, который живет во Франции, пьет красное вино и ест сыр «Бри», наслаждаясь перспективой парижских улиц, может создать произведение искусства, лишь опираясь на традиции, созданные людьми, жившими, как он».


После первого ученического опыта последовала масштабная работа - экранизация романа Эмиля Золя «Нана», 1926 год:

Код:
«Я сжег все, что обожал, и отчетливо понял, что до сих пор шел по неправильному пути. Я перестал глупо обвинять публику в непонимании и увидел возможность затронуть ее подлинными темами, решенными в духе традиций французского реализма. Я посмотрел вокруг и, зачарованный, открыл множество чисто наших сюжетов, легко переносимых на экран. Я начал понимать, что движение прачки, жест женщины, расчесывающей волосы перед зеркалом, походка бродячего торговца, толкающего перед собой тележку, зачастую обладают несравненной пластической ценностью. Я изучил французскую пластику по картинам моего отца и художников его поколения. И, вооружившись новыми знаниями, я приступил к съемкам первого фильма, о котором стоит говорить. Я начал снимать «Нана» по роману Эмиля Золя».


Он не считался с затратами и даже продал несколько полотен отца. Для участия в этом фильме, кроме Катрин Гесслинг, Нана, были приглашены известные немецкие киноактеры - Вернер Краусс, граф Мюффа, Валеска Герт, камеристка Нана, и Жан Анжело, граф Вандевр. Несомненно, «Нана» была лучшей немой экранизацией Золя. Во Франции фильм получил одобрение зрителей, но в финансовом отношении из-за ошибок прокатчиков провалился. Ренуар был вынужден перейти к созданию чисто коммерческих лент - преимущественно костюмных исторических мелодрам. Эпоха немого кино уже была на исходе, когда появился экспериментальный фильм Ренуара «Девочка со спичками», 1928 год, по сказке Андерсена «Девочка со спичками»:

Код:
«Я поставил «Девочку со спичками» в содружестве с Жаном Тедеско, в крохотной студии на чердаке «Старой голубятни». Мы взялись за этот фильм, считая, что отныне панхроматическая пленка должна была заменить ортохроматическую. Мы использовали оборудование, которое легло в основу дальнейшего развития кинопроизводства. Мы сами подготовили декорации, макеты, костюмы и т. д. Мы сами проявили пленку и тиражировали фильм. Картина получилась не хуже, чем другие, особенно удалась в ней феерия. К несчастью, из-за смехотворного процесса наше ремесленное предприятие провалилось».


В сновидениях юной замерзающей девочки ее увозит на лошади прекрасный принц в белом, они мчатся в небе сквозь облака, а их преследует всадник в черном - сама смерть... По мнению киноведа П. Лепроона, это был поэтический и изобретательно сделанный фильм, который раскрыл во всем объеме большой талант режиссера. Во всех лентах Ренуара эпохи немого кино центром притяжения являлась Катрин, с ее порывистостью и чувственностью. Позже Ренуар напишет:

Код:
«Вся ценность моих первых работ заключена в игре Катрин Гесслинг, это была актриса потрясающая, слишком потрясающая для трусливых французских коммерсантов».


Естественно, занятие кинематографом требовало больших затрат, а деньги отца кончились. Далеко не каждый фильм приносил прибыль. И Ренуар был вынужден снимать коммерческие ленты, такие как «Вымогатель», 1929 год, или «Турнир», 1929 год, чтобы заработать средства для создания собственных оригинальных произведений. Появление звука в кино открыло перед режиссером совершенно новые возможности. Получив право выбора сценария, Ренуар снимает «Суку», 1931 год, по роману де Ля Фушардьера. В этой картине Ренуар приблизился к тому стилю, который позже будет назван «поэтическим реализмом». Впервые в творчестве режиссера появляются те «глубокие» кадры, которые станут стилистической приметой всех его работ. Правда, фильм «Сука» явился причиной разрыва Ренуара с Дедэ:

Код:
«Женская роль в нем великолепно бы подошла Катрин, но у актрисы Жани Марез был подписан контракт со студией в Бийанкуре, роль, естественно, отдали ей. Это предательство положило конец нашей совместной жизни. Катрин не смогла проглотить эту обиду. Кино оказалось для нее жестоким божеством».


С приходом звука в кино наступил новый период в творчестве Ренуара. Пройдя через достижения и неудачи, он снискал славу мастера, не имеющего себе равных в мире кинематографа. Рассказывать истории, придумывать зрелища и получать от этого эстетическое наслаждение - неотъемлемые черты искусства Ренуара. На каждом этапе художник постоянно совершенствовался и открывал нечто новое. Так, экранизация водевиля «Ребенку дают слабительное», 1931 год, произвела своего рода революцию. В то время шумы и звуки обычно имитировались в студии, а он записал подлинные шумы спускаемой в уборной воды. Этот эксперимент имел большой успех. Появляются «Ночь на перекрестке», 1932 год, «Шотар и компания», 1932 год, «Мадам Бовари», 1933 год, анархистский по своему духу фарс «Будю, спасенный из воды», 1932 год. Фильм был снят им под сильным влиянием чаплиновского «Маленького бродяги». Мишель Симон играл бродягу, которого спасли из вод Сены и приняли в семью книготорговца. Он резко выделяется из материальной буржуазной семьи своим простым и веселым нравом бомжа.

22 февраля 1935 года состоялась премьера фильма «Тони», 1935 год, рассказывающего о жизни итальянских иммигрантов. Документальная стилистика этого произведения во многом предвосхитила открытия итальянского неореализма. Ренуар всегда заботился о социальной достоверности своих героев. В фильме «Тони» он прибегает к строгому, почти документальному, репортажному стилю. Отмеченная печатью подлинного реализма, построенная на факте уголовной хроники из жизни рабочих, картина удивительно правдива и совершенна по пластическому решению. Наконец-то французское кино заговорило о современности. Ренуар в это время был участником «Группы Октябрь», объединявшей кинематографистов левых взглядов:

Код:
«Я жил в восторженной атмосфере Народного фронта, мы пережили время, когда французы действительно поверили, что смогут любить друг друга. Все чувствовали, как их подымает волна великодушия».


Следующая лента «Преступление господина Ланжа», 1936 год, о жизни парижского предместья отмечена симпатией к героям и чувством юмора. Высочайшая вершина творчества Ренуара - картина «Великая иллюзия», 1937 год, шедевр мирового кинематографа. Во время работы над «Тони» Ренуар встретил сослуживца, бывшего унтер-офицера, а теперь генерала Пэнсара. Вдохновившись его воспоминаниями, Жан изложил сценаристу Шарлю Спааку идею фильма о французских военнопленных, которые готовят и успешно осуществляют побег. Режиссера, прежде всего, интересовала тема столкновения людей разного социального происхождения. Плен и общее желание бежать на время уничтожали классовый антагонизм. Почти три года Ренуар искал деньги на постановку картины. Наконец объявился финансист Франк Ролмер, согласившийся помочь режиссеру. Накануне съемок все вдруг опрокинуло неожиданное событие - эксцентричное появление в фильме Эриха фон Штрогейма. Директор производства во время коктейля пригласил Штрогейма на эпизодическую роль коменданта лагеря, даже не подозревая, что имеет дело с одним из величайших режиссеров немого кино.

Роль немецкого коменданта умещалась в четыре реплики! Боготворивший Штрогейма Ренуар бросился укрупнять роль. Он переписывал сценарий, придумывая и вводя в него персонаж - фон Рауффенштайна, которого потом великолепно сыграл Штрогейм. Главным в исходном сценарии было столкновение между механиком Марешалем, Жан Габен, и аристократом-летчиком де Боэлдье, Пьер Фресне. Теперь, с появлением офицера-аристократа фон Рауффенштайна, конфликт этот получал интересное и сложное продолжение. «Великая иллюзия» была чрезвычайно просто снята. Критики отмечают плавные монтажные переходы, большое количество общих планов, лаконизм композиции кадра, четкость и глубину второго плана, точность и естественность игры актеров. Вежливость и обходительность Ренуара во время съемок, ровное настроение и неизменная расположенность к партнерам вошли в пословицу. Жан Габен утверждал, что Ренуар «понимает» актеров, а главное, любит их.

«Великая иллюзия» вышла на экраны в июне 1937 года и имела громадный зрительский успех во многих странах. Американский президент Рузвельт заявил: «Все демократы мира должны увидеть этот фильм». В ней режиссер использовал личные воспоминания, когда в 1916 - 1917 годах был военнопленным и содержался в лагере. Фильм был запрещен к показу Геббельсом в Третьем рейхе и в Италии, а затем и в оккупированной Франции. На экраны фильм вновь вышел лишь в 1946 году. Не повезло и «Загородной прогулке», 1936 год, вышедшей на экраны лишь десять лет спустя. В Брюсселе «Великая иллюзия» заняла пятое место в списке лучших фильмов всех времен и народов.

Нельзя отказать Ренуару и в последовательности. Так, сблизившись с коммунистами, он с группой кинематографистов снял агитационный киноплакат «Жизнь принадлежит нам» для поддержки компартии на выборах. А созданная по заказу историческая драма «Марсельеза», 1938 год, стала отражением единения левых сил с правительством Франции и была посвящена событиям Великой Французской революции. Затем он снимает вольную экранизацию романа Золя «Человек-зверь», 1938 год, с Жаном Габеном в главной роли. Как пишет историк кино Лепроон, «прелесть фильма в композиции, а не в сюжете Золя, в умелой его экранизации и в высоком качестве игры актеров, в гармоничном сочетании элементов пластики и ритма, составляющем сущность кинематографа».

Прежде чем приступить к съемкам сатирической комедии «Правила игры», 1939 год, Ренуар внимательно перечитал французских классиков Мариво и Мюссе, и это помогло ему «определить стиль, в основе которого лежали реализм - не внешний, но все-таки реализм и поэзия». В «Правилах игры» Ренуар говорит о духовном крахе мира аристократии. Жизнь героев фильма сводится к лицемерной игре, лишь иногда наружу вырываются темные инстинкты и первобытные по своей грубости чувства. В этой ленте режиссер сочетает эпизоды, снятые «под хронику», со сценами в стиле откровенного гротеска и буффонады. Один из важнейших эпизодов фильма - охота в Солони. Слуги сгоняют для господ дичь. По лесу мчатся кролики, летят птицы, а маркиз и его гости расстреливают их в упор... Затем следует вечер в замке, гротесковый и страшный. Герои надевают маскарадные костюмы, затевают экстравагантные представления, ведут себя, как безумцы.

Пророческий фильм «Правила игры» 1939 года можно считать венцом творчества режиссера и в то же время его концом, ибо он стал предвестником грядущей катастрофы. В прокате «Правила игры» провалились, публика встретила премьеру картины улюлюканьем и свистом. А вскоре началась война и фильм был запрещен военной цензурой как деморализующий. Запрет был отменен в 1940 году на короткий срок, но после падения Франции фильм был запрещен еще раз, вместе с «Великой иллюзией». Впоследствии оригинальный негатив фильма был уничтожен в результате НАТОвских бомбардировок. Он не был известен до 1950-х годов, пока двум французским энтузиастам кино в сотрудничестве с Ренуаром, не удалось восстановить полную печать пленки. Сегодня «Правила игры» часто появляются в верхней части критических опросов как один из лучших фильмов когда-либо сделанных. Исследователи творчества Ренуара считают этот фильм одним из лучших в биографии режиссера.

Через неделю после катастрофической премьеры «Правила игры» Ренуар отправился в Рим со своей новой партнершей Дидо Фрир, впоследствии ставшей его второй женой, чтобы приступить к работе над сценарием для фильма-версии «Тоска». В сентябре 1939 года началась война. При мобилизации лейтенанта Ренуара назначили в армейскую кинематографическую службу, в возрасте 45. Он был отправлен обратно в Италию, чтобы научить снимать фильмы в «Sperimentale di Cinematgrafia» в Риме, и возобновить работу над «Тоской». Французское правительство надеялось, что этот культурный обмен будет способствовать поддержанию дружеских отношений с Италией, которая еще не вступила в войну. Когда Германия вторглась и оккупировала Францию в мае 1940 года, Ренуару в последний момент удалось бежать из Рима. Какое-то время он жил в «Крез» у Сезанна или в родительском имении. Многие мастера покидали Европу и уезжали работать в Голливуд. Среди них были известные французские режиссеры Жюльен Дювивье, Рене Клер, а также кинозвезды Шарль Буайе, Жан Габен, Мишель Морган. Жан Ренуар, вместе со второй женой бразилианкой Дидо тоже отправился в США и 1 января 1941 года высадился в Нью-Йорке.

Первый американский фильм Ренуара «Болотная вода», 1941 год, по сценарию Дадли Николса - во многом оригинальное произведение. Отлично подобранный актерский ансамбль создал убедительные характеры; съемки происходили в живописной местности Национального парка Джорджии и на болотах. Зритель, приученный к павильонам, был восхищен красотой природы. «Болотная вода» имела успех. В 1943 году он подготовил и снял антифашистский фильм «Это земля разминирована», роли исполняли Морин О'Хара и Чарлз Лотон. В мае 1945 года на экраны выходит лучший американский фильм Ренуара «Южанин», 1945 год, получивший первую премию на кинофестивале в Венеции. Это трагическая история семьи сельскохозяйственных рабочих, решившей обрабатывать клочок заброшенной земли на юге...

В 1946 году он наконец-то выпускает фильм «Загородная прогулка» по новелле Мопассана. Картина снималась десять лет назад на берегах речки Люэнь. Сам Ренуар играл трактирщика, в остальных ролях были заняты друзья по «Группе Октябрь». Фашистские оккупанты уничтожили позитивные копии фильма, но негатив, зарытый Анри Ланглуа в землю, был спасен. В «Загородной прогулке» каждый кадр - совершенство. С несравненным мастерством Ренуар создает кинематографические вариации на темы живописцев-импрессионистов. В том же году он снимает «Дневник горничной» с Полетт Годар и Берджесс Мередит, а в следующем «Женщина на пляже», с Джоан Беннетт и Робертом Райаном, но оба фильма были встречены прохладно.

Закончив свой последний голливудский фильм, Ренуар отправляется в Индию, где в 1949 году в окрестностях Калькутты приступает к работе над картиной «Река» по роману Годен, своей первой цветной картине. Пантеистическая элегия «Река» станет призером Венецианского кинофестиваля. Что интересно, тогда его ассистентом был ныне всемирно известный режиссер Сатьяджит Рэй. Прелесть индусской музыки и яркость красок еще больше усиливает привлекательность этого фильма. В 1951 году Ренуар уже в Риме, где совместно с Лукино Висконти работает над «Тоской». Там же он делает «Золотую карету», 1953 год, - ленту, отмеченную тонким чувством цвета и приемами, заимствованными из итальянской народной комедии. «Золотая карета» - вольная экранизация «Кареты святых даров» Проспера Мериме с блистательной Анной Маньяни в главной роли и музыкой Вивальди. Ренуар назвал этот фильм драматической фантазией в стиле комедии дель арте. «Золотая карета» является, прежде всего, страстным признанием режиссера в любви к театру.

В другом запоминающемся фильме этого периода «Елена и мужчины», 1956 год, натуральные съемки строились по принципу лубочных картинок. Оператор Клод Ренуар, племянник, запечатлел несколько пейзажей в грозу. Ингрид Бергман играла с обычной для нее гениальностью и сумела создать образ героини, столь же неправдоподобный, как и декорации. Жана Ренуара интересует не только кино. Летом 1954 года в Арле, на арене античного цирка он ставит в форме народного празднества шекспировского «Юлия Цезаря». В спектакле были заняты известные актеры, а в массовых сценах - арльские жители. Около 15 тысяч зрителей стали свидетелями грандиозного представления. С 1954 года Ренуар работает и на телевидении, часто обращается к театру в качестве автора пьес и постановщика спектаклей. Параллельно занимается литературным трудом. Кроме книги воспоминаний об отце, написал книгу о себе «Моя жизнь и мои фильмы», издал три романа «Записки капитана Георга», «Сердечное удовлетворение» и «Преступление англичанки».

Во французской кинопрессе1950-х годов создается настоящий культ Ренуара. Франсуа Трюффо отмечал: «Он повлиял на всех нас не только как кинематографист, но и в мировоззренческом плане: как философ, писатель, как человек большого ума... Ренуара интересовали живые люди. Философия Ренуара - терпимость, милосердие, желание понять окружающих...». В 1962 году Ренуар снял свой предпоследний фильм «Пришпиленный капрал», где играли Жан-Пьер Кассель и Клод Брассер о французских военнопленных, интернированных нацистами в трудовые лагеря во время Второй Мировой войны, в котором исследует две человеческие страсти: потребность в свободе, с одной стороны, и эмоциональной и экономической безопасности, с другой стороны. В своей исповедальной работе «Маленький театр Жана Ренуара», снятой для телевидения в 1969 году после семи лет молчания, режиссер подчеркнул, что именно человек - цель искусства и естественный центр любого произведения. Фильм представляет собой серию из четырех короткометражных фильмов, сделанных в различных стилях с одной объединяющей темой.

В 1970 году Ренуар поселился на Беверли Хиллз и принял американское гражданство. Последние годы Ренуар жил поочередно то во Франции, то в США, где преподавал драматическое искусство в нескольких университетах, в основном - в Калифорнийском. Он был членом Американской Академии киноискусства и наук. На склоне лет режиссер написал мемуары. В 1975 году он получил награду Академии и в том же году ретроспектива его работ была показана в Национальном театре фильма в Лондоне. В 1977 году правительство Франции присвоило ему звание Командора и наградила орденом Почетного Легиона. Последние четыре года, до 1979 пишет мемуары. Как режиссер и актер, он сделал более 40 фильмов, начиная с немого кинематографа до конца 1960-х годов. Как автор, он писал окончательно биографию своего отца «Ренуар, мой отец», 1962 год.

В историю мирового кинематографа Жан Ренуар вошел как уникальный режиссер, которому были подвластны любые жанры - от популярного до самого изысканного. Многогранность его таланта вызывает восхищение. Ренуар - автор огромного количества фильмов: это и постановки литературных произведений, и экспериментальные ленты, сатирические комедии, водевили, социальные драмы. Почерк мастера всегда узнаваем: глубокая философская осмысленность и при этом чуть насмешливая манера повествования - вот визитная карточка режиссера. В 1974 году Жану Ренуару была вручена почетная премия «Оскар» с формулировкой: «Гению, который с завидной преданностью работал в немом, звуковом, игровом, документальном и телевизионном кино, завоевав всемирное восхищение».

Избранная фильмография;

Эта история случилась в канун Рождества, когда на улице стоял сильный мороз и люди попрятались в тёплых домах, наряжая чудно пахнущие хвоей ёлки. И только одна маленькая девочка со спичками боялась идти домой, так как за весь день не продала ни одной спички и отец мог жестоко наказать её за это.
• 1928 — Девочка со спичками / La Petite Marchande d’allumettes (кинорежиссер)

Правительственный чиновник Граф Мюффа подпадает под обаяние Нана, молодой актрисы. Она становится его любовницей, живущей в роскошной квартире, которую он обеспечивает для неё. Вместо того чтобы возвысить себя до уровня Мюффа, однако, Нана тащит бедного человека до неё. В конце концов, и жизнь которых была полностью уничтожена.
• 1926 — Нана / Nana (кинорежиссер)

Весь интернет

Ссылки - Авангардные фильмы.
Сборник афоризмов - Жан Ренуар - цитаты.