Йозеф Гайдн (нем. Joseph Haydn, полное имя Франц Йозеф Гайдн, нем. Franz Joseph Haydn; род. Попай, Эрцгерцогство Австрия, Священная Римская империя) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, масон. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии.
Йозеф Гайдн
Joseph Haydn
https://forumupload.ru/uploads/0004/b4/53/2989-1-f.jpg
Йозеф Гайдн.
Томас Харди. Холст, масло. 1791 - 1792 год.

Краткая творческая биография;

Иозеф Гайдн родился 1 апреля 1732 года в маленькой деревне Нижней Австрии Рорау. Отец его был по профессии каретником, а мать - кухаркой. Родители обладали недюжинными музыкальными способностями и страстно любили музыку. В доме Матиаса Гайдна, отца композитора, часто устраивались импровизированные концерты: сам хозяин по слуху пел и аккомпанировал себе на арфе. Деревенская обстановка, в которой Гайдн провел свое раннее детство, народные танцы и песни явились той почвой, на которой так пышно и мощно выросло будущее творчество композитора. Во всех его произведениях сохраняется связь с австрийским народным творчеством. На музыкальное дарование Гайдна, обнаружившееся чрезвычайно рано, обратил внимание школьный учитель и церковный регент Франк. Он увез мальчика к себе в маленький городок на берегу Дуная Гайнбург, где Гайдн стал петь в церковном хоре, обучаться нотной грамоте, а также игре на скрипке и клавесине. Эти занятия продолжались три года. Однажды церковь в Гайнбурге посетил венский композитор и капельмейстер Георг Ройтер, совершавший поездку по Австрии с целью подбора мальчиков с хорошими голосами для своего соборного хора. Ройтер обратил внимание на красивое сопрано и необычайную музыкальность Гайдна и увез его с собой в Вену. Там Гайдн пел в хоре собора св. Стефана. Сам Гайдн так вспоминает это время в автобиографической заметке, написанной в 1776 году:

Код:
«Наряду со школьными занятиями я изучал там искусство пения, клавир и скрипку у очень хороших мастеров. Я пел дискантом, как в соборе, так и при дворе с большим успехом до восемнадцатого года моей жизни».


Служба мальчика в церкви была довольно тяжела: Гайдну приходилось ежедневно участвовать в длинных богослужениях, репетировать к ним, принимать участие в многочисленных придворных торжествах. Для учения оставалось мало времени. Кроме того, руководитель хора Ройтер уделял мало внимания первым композиторским опытам Гайдна, и за девять лет дал ему всего два урока теории композиции. Гайдн не имел настоящих учителей. «Истинной школой» для него была сама жизнь и практическая работа. Репертуар церковного хора состоял из многочисленных культовых сочинений в полифоническом стиле, австрийских и итальянских композиторов, среди которых были и шедевры контрапунктического искусства. Принимая непосредственное участие в исполнении полифонической музыки прошлого, гениально одаренный юноша, схватывавший все буквально на лету, в работе над своими первыми сочинениями постиг в совершенстве это искусство. Немалое значение для творческого развития Гайдна имела музыкальная жизнь Вены, ее богатый и своеобразный фольклор, итальянская опера, инструментальная музыка, распространенная в быту, а также сопровождавшая трапезы богатых вельмож. Прислуживая за столом в качестве лакея во время придворной трапезы, Гайдн слушал симфонии и увертюры различных композиторов. Все полученные им музыкальные впечатления, бытовая музыка, опера, церковная музыка, застольная. Гайдн переработал в своем творчестве в большое искусство жизненной правды и высокого профессионального мастерства.

В последние годы работы Гайдна в соборе св. Стефана, 1745 год, в ту же школу поступил его младший брат Михаэль Гайдн, в будущем композитор и педагог, учитель Карл Мария фон Вебера. Иозеф Гайдн сам занимался с братом, обучал его композиторскому мастерству, которое постиг самоучкой. Иозеф и Михаэль обладали красивыми и сильными голосами, благодаря чему выступали в хоре собора св. Стефана в качестве солистов. Жизнь мальчиков в школе была тяжела: за любой мелкий проступок или просто за невнимание их подвергали телесным наказаниям. С наступлением возраста, когда у мальчиков начинает ломаться голос, их безжалостно увольняли. Та же участь постигла и Гайдна. Несколько дней бродил Гайдн по улицам Вены, ночи проводя на скамейках. Случайно встретившись на улице со своим товарищем, Гайдн нашел с его помощью маленькую комнату под самой крышей большого дома. Там был старый, изношенный клавикорд, на котором Гайдн мог играть, сколько ему было угодно. Уже в эти молодые годы Гайдну пришлось познать нужду. В поисках заработка он скитался по близлежащим городкам и селам, надеясь устроиться органистом в какой-нибудь церкви. Но все эти попытки ни к чему не приводили, и, не достигнув цели, Гайдн возвращался в Вену. Ради заработка он давал частные уроки, получая за это жалкие гроши. Живя в своей маленькой, холодной и сырой комнате, Гайдн много занимался: играл на клавикорде и на скрипке, читал труды по теории музыки, изучал произведения разных композиторов, сочинял.

Сильнейшее впечатление произвели на него клавирные сонаты Филиппа Эммануила Баха, ставшего отныне одним из любимейших композиторов Гайдна. Мелодическая выразительность и непосредственная эмоциональность музыки Филиппа Эммануила Баха, ее модуляционные богатства, ритмическая свобода чрезвычайно привлекали молодого музыканта. Влияние произведений Филиппа Эммануила Баха обнаруживается во многих ранних сочинениях Гайдна. Лишь благодаря своему жизнерадостному характеру и присущему ему оптимизму Гайдн не унывал. Он принимал живое участие в шуточных проделках товарищей и в ночных серенадах. Исполнение всевозможных лендлеров, экосезов и других танцев еще более сблизило Гайдна с бытовой музыкой Вены, наряду с деревенскими впечатлениями в детстве, что имело неоценимое значение для его творческого роста: именно австрийская народно-бытовая музыка в основном определила музыкальный стиль многочисленных произведений Гайдна. Однажды в 1751 году одну из ночных уличных серенад, сочиненную Гайдном, услышал комический актер Курц. Он был создателем и участником целого ряда балаганных арлекинад, исполнителем роли шута, известного под именем «Гансвурста». Гансвурст - один из любимейших героев немецкого и австрийского народного театра - шут, балагур и затейник, напоминающий русского Петрушку. Курц предложил Гайдну написать музыкальную комедию, зингшпиль - немецкая комическая опера; в которой музыкальные номера чередуются с разговорной речью, под названием «Асмодей, или Новый хромой бес».

Зингшпиль девятнадцатилетнего Гайдна, поставленный с успехом в венском театре «Картнертор», был его первым сочинением для сцены. Музыка этого зингшпиля не сохранилась. Чувствуя в своих сочинениях недостатки композиторской техники, Гайдн все больше ощущал настоятельную потребность серьезно учиться. Не имея на это средств, Гайдн поступил аккомпаниатором в класс итальянского композитора, певца и педагога Никколо Порпора, жившего в то время в Вене. Будучи не только аккомпаниатором, но и прислуживая ему в качестве лакея, Гайдн мог пользоваться советами маститого музыканта в области композиторского творчества. От общения с Порпора Гайдн извлек некоторую пользу: упорядочил свои знания в искусстве контрапункта и генерал-баса. В 1755 году Гайдн становится участником музыкального кружка в имении помещика Фюрнберга. Фюрнберг был просвещенным человеком, большим любителем музыки и часто устраивал у себя в доме квартетные вечера. Он пригласил Гайдна в качестве исполнителя партии скрипки в квартетах. Во-первых, это несколько улучшило материальное положение Гайдна, так как участие в любительских ансамблях музыканта-профессионала оплачивалось; во-вторых, что особенно важно, это способствовало дальнейшему творческому росту Гайдна. Для кружка он написал около 20 квартетов, явившихся первыми его произведениями в жанре камерно-инструментальной музыки. Уже в этих квартетах с большой определенностью сказываются черты нового стиля, получившие в последующих его произведениях столь мощное развитие: яркая народная основа музыки, жизнерадостность, юмор, обращение к гомофонно-гармоническому письму.

По рекомендации Фюрнберга Гайдн в 1759 году был принят на должность капельмейстера при дворе чешского графа Максимилиана Морцина, содержавшего в своем имении Лукавец, в Чехии, небольшую оркестровую капеллу из 12 музыкантов. Для этой капеллы Гайдн писал, главным образом, дивертисменты развлекательного характера. Но именно здесь в 1759 году им были созданы и первые симфонии. В них еще нет той значительности содержания, новаторства и мастерства, каких достиг Гайдн в симфонических произведениях 80-х и 90-х годов; но это было началом его творческой деятельности в той области, в которой ему суждено было сыграть особо выдающуюся роль. Прослужив всего два года капельмейстером у графа Морцина, Гайдн в 1761 году перешел на работу в капеллу венгерского князя Павла Антона Эстергази. Руководителем этой капеллы Гайдн был в течение 30 лет, до 1791 года. Капелла князя Эстергази находилась в его резиденции в венгерском городке Эйзенштадте, недалеко от Вены. Первоначально число музыкантов: 4 скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, составляло примерно 14 человек, не считая органиста и нескольких певцов и певиц. У Гайдна было много различных обязанностей, записанных в договоре, который он заключил с Эстергази. Этот договор представляет собой интереснейший в историческом отношении документ. Он характеризует социальное положение музыканта XVIII века, находившегося на придворной службе в условиях феодально-абсолютистского строя.

Так, согласно договору, Гайдн был обязан написать к определенному дню, когда ожидались гости, симфонию, квартет или мессу и вообще сочинять множество произведений по заказу своего хозяина; разучивать новые произведения с капеллой и исполнять их в назначенный день; являться на работу одетым по надлежащей форме - в камзоле, расшитом золотом, в белых чулках и пудреном парике с косичкой; ежедневно до и после обеда ожидать в приемной распоряжений князя, касающихся музыки на сегодняшний день; следить за дисциплиной в капелле, записывать в штрафную книгу опаздывающих на репетиции; быть ответственным за состояние музыкальных инструментов и сохранность нот; давать уроки певцам и т. д. Сам же капельмейстер находился в замке своего господина на положении лакея. Несмотря на всю массу административных обязанностей, Гайдн очень много сочинял. Из произведений, созданных им в первый год работы у Эстергази, 1761 год, выделяются три симфонии: «Утро», «Полдень», «Вечер», в которых уже обнаруживаются характерные черты гайдновского симфонического творчества - народная основа музыки, тематические и динамические контрасты. После смерти старого князя Павла Антона Эстергази его наследник Николай Эстергази, склонный к удовольствиям, решил подражать роскоши Версаля. Он построил в Нижней Венгрии, недалеко от Эйзенштадта, пышный дворец из 126 комнат; при дворце выстроил два театра - оперный и театр марионеток; увеличил состав капеллы до 25 человек.

Эта летняя резиденция младшего Эстергази получила название «Эстергаз». Сюда он выезжал на летние месяцы вместе со всей своей капеллой и капельмейстером. Произведения первых лет службы у Эстергази. В доме Николая Эстергази музыка занимала первое место, и Гайдн работал очень много: писал симфонии, мессы, квартеты, оперы, музыку для театра марионеток, много произведений для баритона, вышедший из употребления в настоящее время струнный инструмент типа виолончели, - любимого инструмента князя; все эти произведения сразу же исполнялись под управлением самого Гайдна. Изредка он вместе с капеллой сопровождал князя в Вену, где дирижировал своими симфониями во дворцах венской знати. И в то же время жизнь Гайдна была унизительна и тяжела. Об этом говорят некоторые документальные источники, и в особенности письма Гайдна к друзьям:

Код:
«Вот, сижу я, в моей пустыне, почти без человеческого общества, печальный. Последние дни я не знал, капельмейстер я или капельдинер. Печально ведь постоянно быть рабом».


Неоднократно получаемые от самодура князя незаслуженные упреки и обиды приводили Гайдна в угнетенное состояние духа, усугублявшееся неудачным браком: жена Гайдна, малокультурная женщина, ничего не понимала в художественных стремлениях мужа. И если музыка Гайдна в ранний период его творчества в подавляющем большинстве произведений отличалась жизнерадостностью и брызжущим весельем, то в начале 70-х годов, в значительной степени под влиянием тяжелых душевных переживаний, он писал произведения, проникнутые грустными, даже трагическими настроениями. К ним относятся «Траурная симфония», «Прощальная симфония» и другие. Интереснейшим сочинением раннего периода творчества Гайдна является «Прощальная симфония», созданная в 1772 году. Это произведение занимает особое место в симфоническом творчестве Гайдна и резко выделяется среди его ранних симфоний. Вместо традиционных четырех частей в ней пять частей. Симфонию играли при зажженных свечах, во время исполнения последней части музыканты по очереди тушили свечи, забирали свои инструменты и уходили, сначала валторнист, затем гобоист и т. д.; наконец, оставались два четное звание доктора музыки. По этому случаю, Гайдн исполнил свою ранее написанную, в 1788 году соль-мажорную симфонию, получившую название «Оксфордской». После возвращения в Вену на протяжении ряда последующих лет Гайдн, несмотря на преклонный возраст, сочинил много новых произведений - квартеты, трио, сонаты, мессы, песни.

Но самыми крупными и монументальными произведениями Гайдна, завершившими его творческий путь, явились две большие оратории: «Сотворение мира» - на библейский сюжет, 1799 год, и «Времена года» - на сюжет из крестьянской жизни, 1801 год. Будучи в Лондоне, Гайдн присутствовал на фестивалях в память Генделя, много лет жившего там и создавшего свои величайшие произведения. В Лондоне Гайдн услышал оратории Генделя, которые произвели на него сильнейшее впечатление. Но Гайдн не пошел по пути подражания Генделю; его оратории отличаются иной проблематикой: вместо генделевской библейской героики в них изображается человеческое счастье и красота жизни на фоне ярких картин природы. В музыке ораторий Гайдна - оптимистичной и жизнерадостной, народной по духу и музыкальному языку - много общего с «Лондонскими симфониями». Исполнение обеих ораторий в Вене имело огромный, неслыханный успех, быстро распространившийся далеко за пределы города. В 1802 году оратория «Сотворение мира» была впервые исполнена в Петербурге в концерте Филармонического общества. После 1802 года Гайдн больше ничего не написал. Это было время грандиозных социальных потрясений. Отгремела французская революция, взбудоражившая всю Европу и поставившая перед человечеством новые социальные и идеологические проблемы. Европейские страны бороздили армии генерала Бонапарта, объявившего себя в 1804 году императором Франции. По своему воспитанию, привычкам и миросозерцанию Гайдн, принадлежавший XVIII веку, не мог понять французской революции и народно-освободительных движений, вызванных наполеоновскими войнами. Все эти события воспринимались Гайдном как всеобщее крушение, гибель, пугали его. Возможно, этим объясняется его творческое молчание в последние годы жизни. Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14 оратории, 14 месс, 24 оперы. Знаменитый романист Стендаль написал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах. В честь Гайдна назван кратер на Меркурии.

Весь интернет