Артур Онеггер или Артюр Онеггер или Артур Хонеггер (фр. Arthur Honegger; род. Гавр, Франция) — швейцарский композитор и музыкальный критик, который родился во Франции и жил большую часть своей жизни в Париже.
Артур Онеггер
Arthur Honegger
https://forumupload.ru/uploads/0004/b4/53/2853-1-f.jpg
Абель Ганс и Артур Онеггер, 1923 год.

Краткая творческая биография;

Артур Онеггер родился в портовом городе Гавре, в семье швейцарского коммерсанта, уже давно обосновавшегося во Франции. Сам композитор в шутку называл себя человеком «с двойным паспортом» - Франции и Швейцарии, хотя гражданином своей исторической родины он никогда не был:

Код:
«Я прожил большую часть своей жизни во Франции…, здесь я учился, как всякий добропорядочный француз. Но всё же я пожизненно ощущаю в себе швейцарский элемент, некий глубоко укоренившийся атавизм, то, что Дариус Мийо иронически называл моей «гельветической чувствительностью»».


Рано увлёкшись музыкой, он первоначально занимался самостоятельно, а в 1905 году стал частным образом изучать гармонию и осваивать скрипку. В 1909 году Онеггер поступил в консерваторию Цюриха, а спустя два года перевёлся в Парижскую консерваторию, где обучался по классу скрипки, а также изучал теорию музыки, у Жедальжа, дирижирование, у Венсана д’Энди, и занимался композицией, у Видора. С 1914 по 1916 год Онеггер служил в пограничных войсках Швейцарии, по окончании службы вернулся в консерваторию и окончил её в 1918 году. К этому времени относятся первые серьёзные сочинения композитора: Струнный квартет и симфоническая поэма «Песнь Нигамона». С 1916 года Онеггер присоединяется к организованной Эриком Сати группе «Новые молодые», являвшейся противовесом просто «Молодым» Мориса Равеля и участвует в серии коллективных концертов этой группы. В начале 1920-х годов Онеггер вместе со своим другом Дариюсом Мийо формально входит в так называемую «Шестёрку», организованную на основе Новых молодых, однако после быстрого распада и этого условного сообщества избирает самостоятельный путь. Для Онеггера эта группа музыкантов никогда не несла в себе никакой единой или отчётливой программы. Как писал биограф Онеггера Вилли Тапполе: «Шестёрка» - это всего лишь удобная этикетка для аккуратного каталогизирования…».

Уже в самом начале существования «Шестёрки» наблюдались расхождения в оценке ряда творческих явлений современности, Мийо, Орик и Пуленк были горячими последователями Эрика Сати, но спокойный и рассудительный Онеггер никогда не считал его одним из своих учителей. Впрочем, это не мешало ему иногда участвовать в самых радикальных его новшествах. Так, 5 апреля 1919 года в зале Уиген именно Артур Онеггер оказался тем единственным, кто в антракте представил публике «маленькие пьесы для меблировочной музыки, изобретённой Эриком Сати», сказав о них несколько вводных слов от имени автора. Конечно, он был самым неожиданным из всех, кого Сати мог попросить об участии в этом странном событии, согласившись на него только по ровности своего швейцарского характера... Но это нисколько не мешало Онеггеру воспринимать именно те идеи, которые лично ему казались продуктивными. Так, появившаяся пятью годами позднее его самая известная оркестровая пьеса «Пасифик 231» стояла особняком во всём его творчестве. Описывая средствами музыки движение большого паровоза, Онеггер со свойственной ему обстоятельностью развил меблировочную идею «индустриализации музыки», выдвинутую Сати, правда, в характерном для него изобразительном и даже несколько импрессионистском ключе. Симптоматичным в этой связи выглядит тот факт, что парижская музыкальная критика неизменно выделяла Онеггера из числа группы «Шести» и отмечала все его премьеры несравненно более благожелательными рецензиями. Онеггер в своей книге под лапидарным названием «Я - композитор» пишет:

Код:
 «Я никогда не кричал «Долой Вагнера!»».


Всего только один раз Онеггер принял участие в коллективных акциях и совместных событиях группы «Шести», когда написал гротескно - карикатурный «Похоронный марш на смерть генерала» для буффонады «Новобрачные Эйфелевой башни» или «Кровавая свадьба», на пародийное либретто, написанное Жаном Кокто. А когда по инициативе Кокто и Сати половина членов «Шестёрки» примкнули к молодым ниспровергателям Равеля, Онеггер уклонился и не принял прямого участия в этой публичной акции. Он также отказался подписать знаменитый памфлет Эрика Сати, в котором, между прочим, он изрёк свои знаменитые «bon mots», ставшие притчей:

Код:
«Мсье Равель отказался от Ордена Почётного легиона, но вся его музыка принимает этот орден»…


Как будет видно позднее, Артур Онеггер в своей жизни ещё вернётся к этому вопросу. Онеггер всегда стоял подчёркнуто особняком от своих приятелей по «Шестёрке» как по творческой манере, так и по своему характеру, а его личные отношения с Эриком Сати отличались постоянно демонстрируемой отстранённостью и дистанцией. Ещё в 1924 году он высказал в своей статье, отвечающей на рецензию в «Таймс» всего несколько слов, полностью отражающих его внутреннее отношение к группе, участником которой он сам являлся:

Код:
«Наша группа - это ассоциация не единомышленников, а просто друзей, так что «Петух и Арлекин» Кокто никогда не был нашим общим знаменем. У нас не было и нет никакой единой эстетики!».


Однако, раз проникнувшись идеей создания «новой музыки», композитор затем подпадает под растущее влияние Игоря Стравинского, музыку которого он в дальнейшем глубоко изучал и в 1939 году написал о ней большое эссе. В этот период Онеггер сочиняет музыку для театра и кинематографа, а также многочисленные камерные и оркестровые сочинения. Известность пришла к Онеггеру с музыкой к пьесе швейцарского драматурга Рене Моракса «Царь Давид», написанной в 1921 году и три года спустя переработанной в ораторию. В 1923 году Онеггер создаёт наиболее известное своё оркестровое сочинение: «Симфонический движение» «Пасифик 231», посвящённый одноимённому паровозу; позднее будут написаны ещё два сочинения в том же жанре: «Регби» и «Симфоническое движение № 3». Композитор ведёт активную концертную деятельность, не переставая сочинять музыку. Во время оккупации Франции фашистской Германией Онеггер отказался покинуть Париж и продолжал сочинять. В своих произведениях этого времени композитор отразил своё отношение к сложившейся ситуации. Знаковым сочинением этого периода является созданная в 1941 году Вторая симфония для струнного оркестра с трубой, три части которой символизируют смерть, скорбь и освобождение. Ряд сочинений Онеггера открывают его глубокую религиозность, композитор был протестантом, - оратории «Царь Давид» и «Жанна д’Арк на костре», Третья «Литургическая» симфония. Последние годы Онеггер прожил в Париже. В 1953 году он был принят во Французскую Академию и был удостоен звания «Великого Офицера Ордена Почётного легиона». В течение нескольких лет композитор преподавал в Нормальной школе Альфреда Корто. В конце жизненного пути вообще многие произведения Онеггера омрачались пессимистическими настроениями, связанными с ощущением бесперспективности своей деятельности, безысходностью.

Избранная фильмография;

Машинист Сизиф живет в маленьком домике, среди железнодорожных путей. Вместе с ним живут сын Элия и приемная дочь Норма, родители которой погибли в железнодорожной аварии. Между Элия и Нормой постепенно зарождается любовь, но они всячески глушат в себе это влечение, будучи уверенными, что они родные брат и сестра. Сизиф тоже испытывает влечение к Норм и желая оградить себя от ее присутствия выдает ее замуж за инженера Эрсана. Элия случайно увидел паспорт отца и узнал, что Норма ему чужая, но она уже стала женой другого. Между Сизифом и Элиа возникает чувство вражды. Потеряв всех, Сизиф решает покончить с собой. Он загоняет свой паровоз в тупик и разбивает его.
• 1923 — Колесо / La roue (кинокомпозитор)

Весь интернет

Ссылки - Авангардные фильмы.
Сборник афоризмов - Артур Онеггер - цитаты.