• В произведении искусства самое интересное это личность.
• В своём искусстве надо быть и хорошим ремесленником, нужно смолоду выработать собственный творческий метод, качество твоей живописи определяет, художник ты или нет, следует пользоваться обыкновенным, грубым материалом.
• Верно, чувствовать и полностью реализовать это чувство, вот что создаёт стиль.
• Взгляните, как свет нежно любит абрикосы, он охватывает их целиком, проникает в мякоть, освещает со всех сторон, но этот же свет скуп, когда дело касается персиков, их он освещает лишь частично, только одну половину.
• Возвышенность замысла показывает нам душу художника.
• Восприимчивость свойственна каждому человеку, но художник обладает ею в повышенной степени.
• Все тела в пространстве выпуклы, атмосфера создаёт постоянный фон, на экране которого раскладываются все контрасты цветов, все световые явления, атмосфера, образуя оболочку картины, способствует её синтезу и её общей гармонии.
• Всё в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра, надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете всё, что захотите.
• Всё, что мы видим, распадается, проходит, природа всегда та же, но ничего из того, что мы видим, не остаётся неизменным.
• Всю жизнь я работал, чтобы иметь возможность зарабатывать на жизнь, но я думал, что можно сделать хорошую картину, не привлекая внимания к своей личной жизни.
• Вчитываться в природу означает интерпретировать её как совокупность красочных пятен, соседствующих друг с другом в согласии с законом гармонии.
• Высокое значение искусства затмевается его многочисленными ближайшими задачами.
• Готическое искусство по существу своему животворно, оно сродни нашему национальному духу.
• Для художника видеть, это постигать, а постигать, значит компоновать.
• Душу не пишут, пишут тело, и когда тело написано хорошо, чёрт подери, то душа, если она есть, будет светиться и проявляться во всём.
• Живописца и его модель разделяет план, атмосфера.
• Живопись здесь, внутри.
• Живопись это искусство сопоставлять эффекты, то есть устанавливать отношения между цветами, контурами и планами.
• Живопись, как и всякое искусство, имеет свою технику и свои рабочие приёмы, но верность тона и удачное сочетание эффектов зависят исключительно от выбора художника.
• Искусство приспосабливает действительность к нашим потребностям и вкусам.
• Искусство это выражение превосходной восприимчивости.
• Искусство это гармония, параллельная природе.
• Искусство это религия, цель искусства возвысить ум.
• Искусство, в котором нет эмоций, в основе своей не искусство.
• Итак, можно сказать, что писать, это противопоставлять.
• Колористический эффект главное в картине, он делает картину единым целым, организует её, этот эффект должен опираться на одно доминирующее цветовое пятно.
• Конечно, художник хочет возвыситься интеллектуально как можно выше, но человек должен оставаться в тени, удовольствие должно быть найдено в работе.
• Контрасты и соотношения тонов, вот весь секрет рисунка и моделировки.
• Критика оценивает искусство не на основании эстетических данных, а на основании литературных условностей.
• Линия и моделировка не существуют, рисунок это отношение контрастов, или просто-напросто отношение двух тонов, чёрного и белого.
• Метод выявляется соприкосновением с природой и развивается обстоятельствами, он приводит к умению выражать свои чувства и организовывать свои ощущения согласно своему пониманию искусства.
• Моделировать, нет, надо модулировать.
• Мой холст установлен твёрдо, он взят не ниже и не выше, чем нужно, он правдив, он напряжён, он полон.
• Наибольшей силы достигнет тот, кто глубже всех проникнет взглядом, а затем реализует с наибольшей полнотой, как великие венецианцы.
• Нам следует вчитываться в природу, а затем реализовать наши ощущения, исходя из эстетической концепции одновременно индивидуальной и традиционной.
• Наше искусство должно дать ощущение постоянства природы через её элементы, через её изменчивую видимость, оно должно показать нам её вечной.
• Не должно быть никакого просвета, через который может ускользнуть чувство, свет, правда.
• Не существуют ни линии, ни формы, есть только контрасты, эти контрасты порождаются не чёрным и белым, а цветовым ощущением.
• Нельзя отделять рисунок от красок, нужно рисовать по мере того, как пишете, и чем гармоничнее становятся краски, тем точнее делается рисунок.
• Нет ни тёмной, ни светлой живописи, есть только отношения тонов, когда они, верно, взяты, гармония устанавливается сама собой, чем тона разнообразнее и многочисленнее, тем сильнее эффект и тем приятнее для глаза.
• Но если я допущу малейшую рассеянность, ослаблю внимание или начну чересчур интерпретировать, увлекусь сегодня какой-нибудь теорией, противоречащей вчерашней, если я буду рассуждать, когда я пишу, если я буду вмешиваться, то всё пойдёт прахом.
• Но надо до какой-то степени властвовать над своей моделью, а главное, владеть своими средствами выражения, проникнуться тем, что у тебя перед глазами, и упорно стараться изъясняться как можно логичнее.
• Нужно вернуться к классике через природу, иначе говоря, через ощущения, всё сводится к умению ощущать и вчитываться в природу.
• Нужно размышлять, глаза недостаточно, нужно размышлять.
• О высоте ума можно судить по тому, насколько своеобразны его замыслы.
• Обострённая восприимчивость наилучшая предпосылка для прекрасного замысла.
• Они делаются объёмными, они приобретают значение, если эти объёмы, эти значения в моём ощущении, на моём холсте соответствуют планам и пятнам у меня перед глазами, значит, руки сошлись.
• Пейзаж отражается во мне, становится человечным, мыслится мною, я его реализую, переношу на холст, запечатлеваю его на холсте.
• Писать картину, значит компоновать.
• Писать не значит рабски копировать действительность, это значит уловить гармонию разнообразных отношений и переложить их на свой лад, раскрыть их согласно новой и оригинальной логике.
• Писать с натуры означает вовсе не копировать внешний мир, но воплощать
свои ощущения.
• По мере того как пишешь, рисуешь, верный тон передаёт одновременно свет и моделировку предмета, чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок.
• По тому, как художник выразил свою концепцию искусства, можно судить о возвышенности его ума и духа.
• Понимаете, я работаю над всем своим холстом сразу, я объединяю одним стремлением, одной верой всё, что разрозненно в природе.
• При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты.
• Природа строится в глубину.
• Работа, благодаря которой делаешь успехи в своём ремесле, достаточное вознаграждение за то, что ты не понят глупцами.
• Свет и тень являются отношением цветов, эти два явления различаются не по их интенсивности, но по их собственной звучности.
• Свет не создают, его воссоздают цветом.
• Следовало бы говорить, не моделировать, а модулировать.
• Смотреть на натуру значит уяснять её характер.
• Стиль не создаётся рабской имитацией мастеров, чувства художника и его способ выражения создают его стиль.
• Талант это способность в ежедневном контакте с природой вновь испытывать первоначальное чувство.
• Тень представляет собой цветовое пятно, так же как и освещенная поверхность, только с меньшим блеском, свет и тень всего лишь соотношение двух тонов.
• Техника искусства имеет свой язык и свою логику, формула искусства безукоризненна, если она соответствует характеру трактуемой темы.
• Труд и размышление призваны развивать чувство цвета.
• Ум, умеющий организовать ощущения, оказывает восприимчивости самую ценную помощь при реализации произведения искусства.
• Форма и контуры предметов воспринимаются нами через противопоставления и контрасты их окраски.
• Форма создаётся точным соотношением тонов, когда тона сопоставлены гармонически и без упущений, картина создаётся сама собой.
• Художник в наглядных образах выражает свою восприимчивость и прирождённую способность различения.
• Художник испытывает радость, когда может передать другим сердцам свой восторг перед шедевром природы, тайну которого, ему кажется, он постиг.
• Художник конкретизирует и индивидуализирует.
• Художник не просто фиксирует свои чувства так, как птица поёт, а он компонует.
• Художник не различает сразу все отношения, он их чувствует.
• Художник, не должен передавать свои эмоции, подобно бездумно поющей птице, художник творит сознательно.
• Художник обладает двумя вещами: глазами и интеллектом, которые должны взаимно помогать друг другу, нужно содействовать их обоюдному развитию, упражняя глаз путём наблюдения природы, интеллект путём логики ощущений, создающей выразительные средства.
• Художник только воспринимает, его ум это регистрирующий аппарат, прекрасный, хрупкий, сложный аппарат, особенно по сравнению с другими, но если художник начинает вмешиваться, если он, такой ничтожный, осмеливается сознательно переделывать то, что он должен передать, он вносит в это свою незначительность, и снижает свою работу.
• Чистый рисунок это абстракция, рисунок и цвет неразделимы, в природе всё окрашено.
• Что за ней кроется, может быть, ничего, может быть, всё, всё, понимаете?
• Эти цветовые массы анализируются методом модуляции, работа живописца состоит в фиксации своих цветовых ощущений.
• Это так прекрасно и вместе с тем ужасно, стоять у чистого холста.
• Я веха, придут другие.
• Я неустанно ищу логического развития в том, что мы видим и чувствуем в изучении природы.
• Я хотел копировать природу, но у меня ничего не выходило, и я был очень доволен, когда открыл, что Солнце, например, нельзя  воспроизвести, но его можно передать чем-то другим, цветом.
• Я хочу поразить Париж с помощью яблока!

Весь интернет

Персоналии - Поль Сезанн.