Тим Бёртон или Тим Бертон или Тим Бартон или Тим Буртон (англ. Tim Burton, полное имя Тимоти Уильям Бёртон, англ. Timothy William Burton; род. Бербанк, Калифорния, США) — американский кинорежиссёр, мультипликатор и писатель, известный эксцентрик и эстет. Мастер современного зрелищного кино, зачастую основанного на чёрном юморе и макабрических элементах. Брат художника Дэниэла Бёртона. Один из знаковых режиссёров для представителей готической субкультуры.
Тим Бёртон
Tim Burton
https://forumupload.ru/uploads/0004/b4/53/2855-1-f.jpg

Краткая творческая биография;

Тимоти Уильям Бёртон был первым ребёнком в семье Билла и Джин Бёртон. Отец будущего режиссёра занимал должность в парковом управлении Бёрбанка. Также семья содержала небольшой магазин сувениров «Катс Плус», в котором продавалось все связаное с кошачьей тематикой. Дом Бёртонов в районе 2000 на Эвергрин Стрит до сих пор сохранился. Он находится неподалеку от аэропорта Бёрбанка и кладбища Вальгалла. Позднее Бёртон отразит своё виденье родного города в фильме «Эдвард - руки-ножницы». С ранних лет Тим чувствует себя чужим в родном городе. По его признанию, родители, по непонятным причинам, заложили кирпичом окна в его детской, оставив лишь небольшие зазоры для света. В юности Тим играет в водное поло за школьную команду, но, в отличие от одноклассников, большую часть времени проводит в одиночестве, слушая панк-рок и развлекаясь походами в кино. Репертуар его любимых кинотеатров, чаще всего, ограничивается второсортной фантастикой и фильмами ужасов. Одно время он мечтает работать актёром, «управляющим резиновым монстром Годзиллой» из японских фильмов. Вдохновленный кино-работами Рэя Харрихаузена, он рано пробует делать свои собственные кукольные мультфильмы - большинство из них утеряны либо считаются таковыми.

После окончания школы в 1976 году он поступает в Калифорнийский институт искусств. Во время учёбы Бёртон часто заменяет написание учебных работ съёмками короткометражных любительских фильмов по мотивам заданного материала. К этому периоду времени относится, например, утраченные короткометражные фильм «Гудини», «Гибельный доктор» и анимационная лента «По следам монстра-сельдерея». В 1979 Тим Бёртон начал работать сначала дизайнером персонажей, а затем и аниматором на студии Диснея. Первой крупной работой Бёртона была раскраска целлов в мультфильме Ральфа Бакши «Властелин Колец», 1978 год. Также Бёртон принимал участие в создании лент «Лис и охотничий пёс», 1981 год, «Черный котел», 1985 год, и первого диснеевского фильма с активным использованием компьютерной графики «Трон», 1982 год. Тогда же Бёртон со своими друзьями снимает свой последний «независимый» фильм «Луау - вечеринка по-гавайски». Долгое время об этом фильме ничего не было известно кроме небольшого упоминания в одном из интервью Бёртона о том, что ради развлечения он с друзьями снял также фильм о мексиканском монстре, инопланетянах и сёрферах.

Позже Бёртон сравнит работу на Диснея со службой в вооруженных силах, любопытно, что будущий режиссёр никогда не служил в армии. Ряд работ Бёртона так и останутся незавершёнными. Например, фильм о приключениях детей накануне Хэллоуина «Кошелёк или жизнь» был заморожен на уровне разработки концепции персонажей. Помимо этого, Бёртон режиссирует экранизацию сказки «Гензель и Гретель», 1982 год, специально для японского отделения канала Диснея. Впоследствии Бёртон снимет на Диснее свой первый шестиминутный мультфильм «Винсент». Его следующую работу, «Франкенвини», 1984 год, студия не решилась выпускать на экраны, сочтя этот фильм несовместимым с имиджем детской студии, и в прокат он вышел лишь в 1992 году. В это же время на студии Бёртон знакомится со своей первой постоянной подругой Джули Хиксон. Под её влиянием была снята большая часть первых самостоятельных фильмов Бёртона. Хиксон участвовала в разработке первых набросков сценария к «Бэтмену», 1989 год. «Франкенвини», 1984 год, несмотря на практический запрет, разошёлся по студиям в виде нескольких промо-копий и привлек внимание известного комика Пола Рубенса. В результате, тот поручил Бёртону снять полнометражный фильм «Большое приключение Пи-Ви». Во время съемок «Большого приключения» Тим Бёртон заводит дружбу с композитором Дэнни Эльфманом, который с этого момента становится практически постоянным композитором в его фильмах.

Фильм о коротышке, не желающем выходить из детского возраста, имел значительный коммерческий успех. Этот факт подтолкнул руководство студии «Уорнер Бразерс» к идее поручить, 1985 год, подающему надежды режиссеру готовящуюся экранизацию комиксов о «Человеке - Летучей Мыши». Однако из-за затянувшейся переработки первоначального сценария съёмки были отложены на неопределённый срок. Во время этого затянувшегося перерыва Бёртон как режиссёр участвует в двух телепроектах, для которых снимает сказку «Аладдин и его волшебная лампа» и детектив «Горшок». В силу ранее заключённого со студией контракта Бёртон тем не менее был должен снять один фильм. Однако молодой режиссёр решительно отвергает сценарии второсортных комедий, которые поступают к нему после успеха «Пи-Ви». В итоге этим фильмом стал «Битлджус», 1988 год, за которым последовали две ленты положившие начало возрождению «бэтмэнианы»: «Бэтмен», 1989 год и «Бэтмен Возвращается», 1992 год. В этот период Бёртон сходится с известным фотографом Леной Гейске, с которой вступает в брак 24 февраля 1989. Этот союз оказался недолговечным и 31 декабря 1991 года пара расторгла свои отношения. Многие исследователи творчества Бёртона считают, что его женщины оказывали максимальное влияние на последующее творчество режиссёра.

Велико влияние бывшей танцовщицы стриптиза Лизы Мэри, художницы, а впоследствии и актрисы, с которой режиссёр долгое время встречался, обручился, в начале 1992 года, и проживал вместе вплоть до 2001 года. Этот период творчества Бёртона считается наиболее плодотворным. Бёртон называл Мэри «своей музой». За это время были сняты наиболее показательные для творчества Бёртона фильмы: «Эдвард - руки-ножницы», 1990 год, «Эд Вуд», 1994 год, «Сонная Лощина», 1999 год и другие. Фильмом «Эдвард - руки-ножницы» ознаменовано начало длительного сотрудничества Бёртона с актёром Джонни Деппом. Депп возглавляет список актёров, постоянно снимающихся у Бёртона и считается альтер-эго Бёртона. На съёмках «Эдварда - руки-ножницы», 1990 год, Бёртон все больше сближается с кумиром своей юности актёром Винсентом Прайсом, они познакомились ещё во время озвучивания мультфильма «Винсент». Результатом дружбы становятся съёмки документального фильма «Разговоры с Винсентом». Фильм остался незаконченным из-за смерти актёра в 1993 году. Дважды режиссёр пробует себя в съёмках рекламных роликов: в 1998 для жевательной резинки «Голливуд Гам» - ролик «Садовый гном», и в 2000 - два ролика для часовой компании «Тимекс» - «Кунг-фу» и «Манекен». В ролике «Манекен» главную роль исполнила Лиза Мэри. Лиза Мэри также появляется в эпизодических ролях или ролях второго плана практически во всех фильмах Бёртона в период с 1994 по 2001 год и озвучивает некоторых персонажей в сериале «Стейнбой - мальчик-пятно».

Кроме того, Тим Бёртон активно пишет сценарии к собственным фильмам «Эдвард - Руки-ножницы», «Эд Вуд», мультфильмам «Кошмар Перед Рождеством», и в дальнейшем «Труп Невесты», и многим другим. Срежиссированный из-за тотальной загруженности другим режиссёром кукольный анимационный фильм «Кошмар Перед Рождеством» по одному из ранних стихотворений Тима Бёртона поначалу не получает признания зрителей, но, будучи выпущенным на видео имеет бурный успех и на долгое время становится его «визитной карточкой». Повсеместно распространена ошибка, согласно которой именно Бёртон считается режиссёром данного проекта. В 1995 году выходит первое издание ставшего классическим сборника интервью «Бёртон о Бёртоне» американского кинокритика Марка Солсбери - настольная книга всякого фаната Бёртона, постоянно дополняемая и выдержавшая неоднократные переиздания. Предисловие к сборнику написал друг режиссёра и его кинематографическое альтер-эго Джонни Депп. В феврале 2008 книга вышла на русском языке в издательстве «Азбука» под названием «Тим Бёртон. Интервью: Беседы с Марком Солсбери».

Этот период характерен ещё и наибольшим количеством фильмов, которые было предложено снимать Бёртону, но по тем или иным причинам съёмки либо были приостановлены, либо пост режиссёра переходил другим: так, Бёртон мог снять фильмы «Мэри Рейли», Бёртон замещен Стивеном Фрирзом, «Возвращение Супермена», отложен, снят позднее Брайаном Сингером, «Динозавры Атакуют!», отложен, «Человек с инфракрасным зрением», отложен, продолжения «Битлджуса», «Падение дома Эшеров» по рассказу Эдгара По, фильм в стиле фликов Расса Мейера «Давай детка, давай», итого около десятка проектов. Ко всему, Бёртон планировал снять Лизу Мэри в главной роли в римейке классического фильма ужасов Марио Бава «Маска Демона» по повести Гоголя «Вий». Проекту не суждено было осуществиться. Бёртон выступает повторно как писатель в 1997, выпустив книгу стихов для детей «Унылая Смерть Мальчика-Устрицы» с собственными иллюстрациями. Тогда же, по его собственному признанию, с подачи Лизы Мэри он увлекается дзенскими медитативными практиками, которые позволяют пережить Бёртону ряд закрытых проектов, все больше склоняется к вегетарианским диетам. Все более реальные формы принимает его увлечение фотографией. Бёртон экспериментирует с широкоформатными и цифровыми камерами. Объектом его съемок чаще всего становится Лиза Мэри. В этом же году Бёртон принимает приглашение на участие в жюри Международного кинофестиваля в Каннах.

С начала 2000-х уезжает из Калифорнии, США и постоянно проживает в Лондоне, Великобритания. За это в американской прессе его периодически называют «режиссёр, который проживает в Лондоне». В 2001 году Бёртон приступает к съёмкам римейка фантастической картины 1968 года «Планета обезьян». В этот момент Бёртон увлекается английской актрисой Хеленой Бонэм Картер. Их союз с Лизой Мэри распадается. По суду режиссёр выплачивает бывшей «музе» $5.4 млн., выплата будет задержана по вине Бёртона на три года. Последовавшие спустя несколько лет требования Лизы Мэри, выплатить ей дополнительную денежную сумму, были отвергнуты в судебном порядке. В октябре 2001 Бёртон обручился с Бонэм Картер. Вышедшая в прокат в июле того же года «Планета обезьян» собирает только в США 180 миллионов долларов при бюджете в 100 миллионов, однако большинство критиков называют новый фильм Бёртона худшим из когда-либо им снятых. Внезапная смерть обоих родителей, в конце 2002 начале 2003, и последующее рождение, 4 октября 2003, сына Билли Рэя найдет отражение в самом противоречивом его фильме «Крупная рыба». Необычная для всего остального творчества Бёртона «Рыба» послужила почвой для слухов и домыслов в прессе о творческом кризисе режиссёра. Однако эти слухи были развеяны двумя последующими картинами: «Чарли и шоколадная фабрика» по повести для детей Роальда Даля и кукольным мультфильмом «Труп невесты», 2005. В них к Бёртону вернулась свойственная ему мрачная манера повествования, а самим фильмам сопутствовал значительный кассовый успех. В этом же году он номинирован на Оскар за «Труп невесты».

Летом 2006 года Бёртон пытается реализовать давнюю задумку о экранизации истории авантюриста и естествоиспытателя Александра Рипли. Проект получает название «Верю - Не верю». Однако из-за проблем с превышением бюджета проект сначала был отложен, а затем и вовсе перепоручен другому режиссёру. Тим Бёртон поначалу остается лишь в качестве продюсера, а затем, октябре 2008 и вовсе покидает проект. Тогда же, в 2006 он пробует себя в качестве клипмейкера - режиссирует музыкальный видеоклип на песню «Кости» группы «Киллерз». В конце октября 2006 компания «Уорнер Бразерс» выпускает повторно мультипликационный фильм «Кошмар Перед Рождеством» в стереоскопическом изображении 3D. Попутно переиздается двойной диск с расширенным саундтреком к фильму. Позднее появляется официальное заявление компании Дисней, о ремастеринге для 3D «Винсента». В 2006 - 2007 годах Бёртон предпринимает попытку кино-постановки мюзикла Стивена Сондхейма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». 5 сентября того же года им получена специальная награда венецианского кинофестиваля - Золотой лев за достижения в жизни и творчестве, там же, в рамках объявленного Дня Бёртона демонстрируется 8-минутный, вопреки объявленному 10-ти минутному, отрывок из будущего фильма. Двумя неделями ранее пара Бёртон-Бонэм Картер официально объявляет о второй беременности Хелены - дочь Бёртона появляется на свет ночью 15 декабря 2007 года. Длительное время пара скрывает от общественности её имя.

8 месяцев спустя, в одном из интервью Хелена Бонэм Картер сообщает, что её дочь от Бёртона назвали Нелл. В конце октября 2007 года «Уорнер Бразерс» анонсировала запуск нового фильма «Подмастерье призрака» по одноимённому детскому историческому роману Джозефа Дилейни, с Бёртоном в качестве режиссёра. В конце марта 2008 Бёртон был отозван с проекта по причине занятости. В ноябре 2007 студия Дисней объявляет о своем намерении задействовать Бёртона в двух 3D-анимационных проектах: постановке «Алисы в Стране Чудес» и римейке его собственного фильма «Франкенвини». Бёртон пожелал выступить не только режиссёром, но продюсером и соавтором сценария новой версии «Франкенвини». В начале 2008 года Бёртон высказывается о его женитьбе на Бонэм-Картер, которая может состояться в самое скорое время. Позднее пара продает свои апартаменты в Лос-Анджелесе, США, и окончательно переезжает в Лондон, Великобритания. В октябре 2008 года Бёртон был удостоен почётной награды «Скреам Авардс» за вклад в развитие жанра фильмов ужасов.

В 2010 году выходит фильм Тим Бёртона «Алисы в Стране Чудес». Джонни Депп - в темных очках, в браслетах - он все время снимал и надевал шляпу. «Да я просто люблю шляпы», - объясняет он. А Тим Бёртон, кажется, задался целью выдернуть из головы последнее, так часто он, в поисках слов для журналистов, за нее хватался. Пожалуй, впервые за двадцать лет знакомства альтер-эго режиссера так близок своему создателю. В том смысле, что Депп играет здесь Безумного Шляпника. А отказать Тиму Бертону в известной доле безумия нельзя - иначе зачем бы он взялся за «Алису в стране Чудес», позволив себе рассказать её совершенно по-новому:

— Тим, вы не боитесь разочаровать зрителей?

— Тим Бёртон: У меня не было задачи сделать точную версию. Обе «Алисы» давно стали частью культуры - и не только в кино, но и в музыке, в искусстве, создано множество интерпретаций, - так что я был на открытой территории.

— Почему вы решились на такой технологический эксперимент, снимать фильм в 3D?

— Тим Бёртон: Мне показалось, что именно «Алиса» должна быть снята в 3D, здесь удивительное совпадение технологии и материала. Я видел около двадцати различных вариантов «Алисы», и ни с одной не чувствовал родства, хотя персонажи Кэролла давно растиражированы масскультурой. Они так сильно и так глубоко сидят в нас, что для меня было вызовом - сделать именно эту историю.

— 3D и новые технологии - будущее кино?

— Тим Бёртон: Думаю, нет. Забавно, но ты все равно не сможешь сделать все, что хочешь. Тут только ослаблена гравитация, и все. Это знаете, как телефонные аппараты - сейчас достаточно сделать всего пару движений, чтобы позвонить на нужный номер. Это, это, это… (Хватается за голову) Как падать в кроличью нору: «Что, черт возьми, происходит?» Но в итоге ты все равно ударяешься о землю. То же самое с технологиями. Они конечны. А все преувеличивать - характерная черта Голливуда. Хотя, надо сказать, дело движется действительно очень быстро. Когда три года назад я начинал этот проект, о 3D мы все имели весьма отдаленное представление. Думаю, что теперь нас ждет засилье дрянного 3D, потому что сегодня перевод в 3D занимает всего семь-восемь недель. Но, к счастью, не всякая история подходит для этого. Если тебе нужно создать определенный мир - 3D идеально подходит. И я думаю, это здорово.

— Джонни, а для вас было вызовом сыграть такого сумасшедше-бесстрашного героя?

— Джонни Депп: Я уверен, каждая роль заслуживает бесстрашия. Когда мы с Тимом обсуждали Шляпника, то пришли к заключению, что он состоит из нескольких разных личностей, причем от каждой он взял самые экстремальные черты: темные, опасные. Мы изначально хотели как можно больше полагаться на книгу, но, когда начали изучать ее, поняли, что Льюис Кэрролл заложил некую маленькую, до сих пор не разгаданную тайну в Сумасшедшего Шляпника, и до разгадки мы так и не добрались. Тогда я решил начать с другой стороны, с профессии шляпника. И выяснил, что в медицине было такое понятие как «болезнь шляпника». В работе, при склейке разных частей шляп, они использовали какую-то очень токсичную субстанцию, в которой было много ртути, и её парами они здорово травились. У кого-то это проявлялось в невозможности сосредоточиться, у кого-то в изменении характера - и тогда он становился мрачным и довольно странным типом, у кого-то начинался нервный тик. И я подумал: «Да! Это то, что нужно!» Все, что мне оставалось, покопаться в себе и найти экстремальные стороны собственной натуры. Так и получилось, что в одну и ту же минуту мой Сумасшедший Шляпник то полон ярости и гнева, затем впадает в безудержную панику, а заканчивается все припадком необъяснимого легкомыслия.

— Тим Бёртон: Ах, вот в чем дело, ртутные пары. Я был ими отравлен и потому взялся за этот проект! Я никогда не говорю актерам: делай то или делай это. Для меня самое большое удовольствие от работы - видеть, как замечательный актер создает персонажа на площадке. У каждого актера свой источник вдохновения. Я не знаю, откуда актеры его берут, тем более мне сложно сказать, откуда он взялся у нас, ведь актерам приходилось играть в практически полном вакууме. Так что для меня единственным спасением было то, что актеры сами все придумают и сделают за меня. И, знаете, они придумали! Буквально из ничего создали замечательных персонажей.

— Этот фильм для вас самый сложный или самый особенный?

— Джонни Депп: Особенный скорее. Я с самого начала очень четко себе представлял, как мой герой должен выглядеть. А дальше… Я был уверен, что не просто сумасшедший. Ну, знаете, сходит с ума оттого, что кто-то бросил в комнату мяч, я чувствовал, что есть еще и другая сторона. Какая-то травма, что-то, что разрушило его разум. И я чертовски удачлив - мне каждый раз удается пройти невредимым через вражеский лагерь.

— Тим Бёртон: Я только что закончил работу и пока пребываю в некотором шоке и мне нужно время, чтобы осмыслить, что у меня получилось. Этому фильму я посвятил чертовски много времени. К тому же снимать фильм вроде «Алисы» совсем другое дело, чем снимать обычный фильм, когда ты можешь посмотреть, что у тебя получилось уже на следующий день. Здесь реальный результат ты можешь увидеть только несколько месяцев спустя. Мы использовали столько разных техник, что это, честно говоря, такой… мозговзрывающий опыт. Но если пытаться дать какое-то определение, то для меня это фильм особенный. В первую очередь потому, что мне очень нравится его идея: использование выдуманных персонажей для расширения своих фантазий, для того, чтобы дать жизнь своим мечтам. Многие говорят: ну вот, ты опять как рыба в воде: опять фантазии. Нет! Фантазии - это реальность. А мы создавали целый мир, и мир этот должен быть абсолютно осмысленным, потому что все персонажи уже давно осмысленны мировой поп-культурой. Что такое «безумен как Шляпник»? Или «улыбается как Чеширский кот»? Так что здесь уже сам материал обладал настолько сильным влиянием - в музыке, искусстве, литературе, что полагаться лишь на собственные фантазии было бы бессовестно.

— Вы двадцать лет знакомы, что вас держит вместе?

— Тим Бёртон: Нам говорят: «О, ребята, да вы уже седьмой фильм вместе!» Да, наверное. Но это неважно. Мы не думаем об этом. Как только начинаешь думать, все рушится.

— Джонни Депп: Вообще, тот факт, что Тим до сих пор зовет меня играть в своих фильмах, для меня - загадка, чудо. Невероятной, определяющей удачей, был, конечно, «Эдвард Руки-ножницы». Но я вам скажу, что с самого начала у нас сложились такие отношения, Тиму достаточно было моргнуть, и я понимал, что он от меня хочет. Единственное, что изменилось - мы повзрослели. Знаете, когда двое взрослых мужчин обсуждают, как менять подгузники - это серьезно.

— А ваши дети как отнеслись к новой «Алисе»?

— Джонни Депп: Моим она понравилась.

— Тим Бёртон: Моим тоже. Особенно Бармаглот.

— Джонни, вы легко простились с Сумасшедшим Шляпником после окончания съемок?

— Джонни Депп: Однажды встретившись с любым персонажем, я скучаю по нему после расставания, конечно. Но маленькая частица каждого - даже Шляпника - всегда остается со мной.

— Вы теперь специалист по сумасшествию, кого вы считаете самым сумасшедшим человеком в мире?

— Джонни Депп: Тима. Потому что он до сих пор дает мне работу. Честно, он по-настоящему сумасшедший, но его безумие работает в его пользу. Я сильно рискую его смутить, но он - единственный художник в этой профессии и единственный, кто никогда не идет на компромиссы, и воплощает только тот мир, который видит, и который создал сам.

— Тим, то есть вам не пришлось идти на компромиссы со студией «Дисней»?

— Тим Бёртон: Ха! Я работал с «Дисней» пять раз. Это не я подсчитал, мне подсказали. Я начал там работу аниматором. Был уволен. Потом работал дизайнером. Уволен. Снял короткометражный фильм. Тут же покинул студию. Вернулся, чтобы снять «Кошмар перед Рождеством». И опять меня вышвыривают. «Эд Вуд» - «Вон!» И вот я опять работаю со студией «Дисней», каждую минуту ожидая увольнения. Глупейшая история. Они меня любят и ненавидят одновременно.

— Какой своей работой вы гордитесь больше всего?

— Тим Бёртон: Все мои фильмы - мои отвратительные дети, кто-то симпатичней, кто-то уродливей. Я, наверное, могу говорить, о более личных фильмах - это «Эдвард руки-ножницы», «Кошмар перед Рождеством». Я думаю… Дурацкий… Не самый успешный… (В отчаянии хватается за голову) Я думаю, «Планета обезьян» была моим самым неубедительным фильмом. Но я его все равно люблю. Ты не можешь делать что-то наполовину, если ты что-то делаешь, то любишь это целиком и полностью, иначе глупо тратить время.

— Как вы думаете, Эду Вуду или Эдварду Руки-Ножницы нашлось бы место в стране Чудес?

— Тим Бёртон: Смешной вопрос. Этим ребятам везде плохо, вот в чем дело, они везде несчастны.

Избранная фильмография;

Фильм состоит из множества небольших, зачастую абсурдных, отрывков, анимационных вставок, песенок и диалогов, мало связанных между собой: сёрферы, голова инопланетянина, бизнесмен, устраивающий себе рабочее место на пляже, захват чужих тел и голов - все смешалось в этой короткометражной ленте.
• 1982 — Луау - вечеринка по-гавайски / Luau (кинорежиссер)

Весь интернет

Ссылки - Авангардные фильмы.
Сборник афоризмов - Тим Бёртон - цитаты.