Ман Рэй (англ. Man Ray, настоящее имя Эммануэль Радницкий, англ. Emmanuel Radnitzky; род. Филадельфия, США) — французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр.

Ман Рэй
Man Ray
https://forumupload.ru/uploads/0004/b4/53/2918-1-f.jpg
Сальвадор Дали и Ман Рей в Париже, 1934 год.

Краткая творческая биография;

Ман Рэй родился 27 августа 1890 года в еврейской семье недавно эмигрировавшей в Америку из Ковенской губернии Российской Империи. В 1897 году семья переехала в Нью-Йорк и поселилась в Бруклине. В то время будущего знаменитого художника и фотографа звали Эммануэль Радницкий - только в 1912 году его родители, опасаясь антисемитских выпадов, сменили фамилию на Рэй. Двадцатидвухлетний Эммануэль, которого родственники и друзья звали Манни, взял себе имя Ман. Вскоре его стали называть Ман Рэй, не подразделяя эти два слова на имя и фамилию. Ман Рэй рано увлекся живописью и, получив аттестат о среднем образовании, решил стать художником. В его первых работах можно заметить подражание старым мастерам, но вскоре его захватывают новые авангардные направления, которые буквально раздирали искусство начала XX века. Молодой человек часто посещал галерею «291» Альфреда Стиглица - в то время одну из самых влиятельных галерей современного искусства, много экспериментировал, пробовал себя в абстракции, кубизме, футуризме. Он первым стал использовать в живописи распылитель краски, введя его в обиход художников под названием аэрограф. В 1915 году состоялась первая выставка молодого художника; в этом же году вместе с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабио он стал активным участником дадаистского движения в Нью-Йорке, немало способствуя распространению в Соединенных Штатах этого необычайно важного для искусства XX века направления.

Его друг и коллега Марсель Дюшан прославил свое имя, работая в технике «ready-made», что с некоторым приближением можно перевести на русский язык как «Техника готовых предметов». Скажем, в 1917 году он взял обычный писсуар, разместил его на постаменте, поставил подпись и дату, совсем как художник на картине, и под именем «Фонтан» представил на художественной выставке. Два года спустя он приобрел небольшую репродукцию Джоконды, пририсовал ей усы и бородку, глубокомысленно назвал свое творение «L.H.O.O.Q.» и тоже вынес на суд публики. Скандал был ошеломляющий, но еще более грандиозным был успех - как самого художника, так и нового направления в искусстве. Ман Рэй старался не отставать от своего старшего товарища, хотя его «реди-мэйд» были намного менее скандальны. Так, например, в 1920 году он взял швейную машинку и зонт, упаковал их в плотную мешковину, обвязал все это веревкой и, само собой разумеется, разместил сие произведение в художественной галерее. Конечно, никто не мог понять, что это за сооружение, да и название «Загадка Исидора Дюкаса» особой ясности не вносило. Но она и не требовалась!

В 1920 году Ман Рэй с Дюшаном издали обозрение «Нью-Йорк Дада», «New York Dada», - по замыслу авторов это должно было стать первым выпуском периодического издания, однако в связи с рядом организационных и финансовых трудностей второй номер журнала так и не вышел. «Дада не может жить в Нью-Йорке», - бросил раздосадованный художник и в 1921 году уехал в Париж. В Старом свете Ман Рэй вошел в круг лучших представителей европейского авангарда и получил признание как один из крупнейших дадаистов и сюрреалистов. Он участвовал в выставках, поддерживал тесные отношения с Тристаном Тцара, Жаном Кокто, Максом Эрнстом, Сальвадором Дали, Полем Элюаром, Пабло Пикассо, Андре Бретоном, многими другими представителями художественной элиты. Круг его интересов был весьма широк: живопись, коллажи, готовые объекты. Среди них «Подарок» - самое знаменитое нефотографическое произведение Ман Рэя, знаменующее его переход от Дадаизма к Сюрреализму. Художник взял утюг, приклеил к его подошве четырнадцать медных гвоздей и назвал сию мало на что пригодную конструкцию «Подарок». Утюг был выставлен на первой парижской выставке Ман Рэя, снискал заслуженную славу, но к концу выставки бесследно исчез – позже Ман Рэй сделал несколько авторских копий, одна из которых хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Первые эксперименты с фотографией относятся к началу 1910-х годов; в то время молодой художник использовал фотоаппарат, чтобы фотографировать собственные произведения. Много лет спустя он, может быть несколько преувеличивая, напишет: «Только фотографируя свои картины, я обнаружил то, что в них было скрыто». В 1914 году он приобрел собственный фотоаппарат и, пользуясь советами Альфреда Стиглица, быстро освоил его. Сначала он фотографировал родственников и знакомых, посетителей галерей рассматривающих картины и конечно художников - кстати сказать, именно с такого фотопортрета началась их дружба с Марселем Дюшаном. С каждым годом молодой человек все больше и больше увлекался новыми возможностями, которые открывает фотография перед творческой натурой. Еще в Нью-Йорке он много экспериментировал - двигал камеру во время экспозиции, мазал объектив гелем, сооружал свои композиции из самых неожиданных объектов. Тем не менее, до-парижские эксперименты Ман Рэя были не более чем «поисками художника». Да и приехав в Париж, как мы видели, Ман Рэй не поспешил сменить кисть на фотоаппарат.

К профессиональному занятию фотографией Ман Рэя подвигла нужда. Несмотря на успех, на толпы народа, посещающие его выставки, молодой художник не мог ничего продать. Он предложил услуги фотографа своим друзьям художникам - фотографировал их работы; их за работой или после нее; их любовниц, жен, детей и клиентов и так далее и тому подобное. Круг постоянно расширялся, Ман Рэй получал все более выгодные и престижные заказы: вскоре он стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых парижских фотографов. Вскоре в жизни Ман Рэя состоялась очень важная встреча:

Код:
«Однажды я сидел в кафе».

 
Он вспоминал позднее:

Код:
«Появился официант, чтобы принять заказ. Потом он подошел к столику, где сидели какие-то девушки, но отказался обслуживать их: на них не было головных уборов. Разразился жуткий скандал».


Ман Рэй пригласил девушек за свой столик и заказал им выпивку. Так он познакомился с Кики де Монпарнас, настоящие имя Алиса Прэн, знаменитой певицей и моделью, настоящей королевой парижской богемы - например, Эрнест Хемингуэй говорил, что она обладает не меньшим влиянием, чем английская королева. Вскоре Кики стала музой фотографа, его натурщицей и любовницей. Одно это сделало его знаменитым - в глазах парижан избранник Kiki de Montparnasse априори не мог быть бездарностью или посредственностью.

В 1924 году Ман Рэй опубликовал одно из самых знаменитых произведений фотографического искусства - коллажное изображение Кики под сюрреалистическим названием «Скрипка Энгра», «Le Violin d'Ingres». Об этой фотографии сложно сказать что-нибудь вразумительное, трудно перевести ее на язык слов. Более того, изображение менее всего является фотографией обнаженной натуры, осмелюсь утверждать, что Кики играет в нем такую же роль, как утюг в «Подарке» или зонтик в «Загадке Исидора Дюкаса». Это сюрреализм чистой воды, в большей степени портрет внутреннего мира художника, чем окружающей его действительности. В этом случае фотоаппарат - не более чем раскрывающее этот мир средство, с тем же успехом Ман Рэй мог воспользоваться карандашом или кистью. Однако не стоит думать, что все фотоизображения Ман Рэя были сюрреалистическими объектами. Многие его работы были именно фотографиями обнаженной натуры, он умел и любил с ней работать. Кроме Кики он фотографировал многих других - от обычных натурщиц до знаменитых представительниц парижского света и полусвета. «Обнаженное тело всегда было одним из моих любимых сюжетов как в живописи, так и в фотографии. И я признаю, что это не только по художественным причинам». Под этими словами мог бы подписаться, скажем, Хельмут Ньютон, Боб Карлос Кларк или любой другой знаменитый или не очень фотограф или художник.

В 1929 году к Ман Рею в баре подошла симпатичная девушка: «Меня зовут Ли Миллер», - сказала она, - «Я ваш новый студент». Он ответил, что не берет студентов, да и вообще собирается уезжать. «Я знаю», - не смутилась просительница, - «Я еду с вами». Так начался период сотрудничества и любви двух талантливых фотографов. «Мы прожили вместе три года», - вспоминала Ли Миллер позднее, - «Меня звали мадам Ман Рэй, так у них принято во Франции». Их сотрудничество было очень плодотворным. Поначалу Ли Миллер только проявляла и печатала фотографии, потом стала ассистировать своему шефу в студии или даже фотографировала самостоятельно, так что вполне возможно некоторые работы начала 1930-х годов носящие имя Ман Рэя были сделаны его «студенткой». В 1932 году она уехала в Нью-Йорк: ее учитель очень страдал и даже угрожал покончить с собой, но вскоре нашел себе новую модель и помощницу. С самого начала своей карьеры фотографа Ман Рэй постоянно экспериментировал с новыми техническими приемами. В 1922 году он заново открыл метод создания фотографических изображений без фотоаппарата:

Код:
«Ночью я проявлял только что экспонированные пластинки».


Вспоминал он:

Код:
«А на следующий день, вечером, стал печатать. Кроме ванночек и бутылок с химическими растворами, мензурки и коробки с фотобумагой, никакого иного лабораторного оборудования у меня не было. Я просто накладывал большие стеклянные негативы на лист фотобумаги, разложенный на столе и освещенный красной лампочкой. На несколько секунд я зажигал свисавшую с потолка лампу, а потом проявлял снимки. Во время такого проявления я и натолкнулся на способ делать фотографии без аппарата: такие фотографии я называл «рейографами». Под негативами, среди уже экспонированных листов, оказался один чистый, неэкспонированный. Сначала я экспонировал на свету несколько листов, которые все вместе проявил позже. Несколько минут я тщетно ждал появления изображения. Сожалея, что зря испортил бумагу, я машинально положил в ванночку на мокрую бумагу стеклянную воронку, мензурку и термометр. Зажег свет: изображение возникло у меня на глазах. Но это были не простые очертания предметов: они были деформированы и преломлены более или менее соприкоснувшимися с бумагой стеклянными предметами, а непосредственно экспонированная на свету часть рельефно выступала на черном фоне. Помню, что ребенком я положил однажды листья папоротника в рамку. Экспонировав их на солнце, я получил белый негатив этих листьев. Мои рейографы исходили из того же принципа, но тут добавлялись трехмерный эффект и целая гамма значений».


Еще одним открытием фотографа, также известным задолго до него, но практически не использовавшимся, была соляризация - интересный эффект, который получается при повторной экспозиции негатива. Он превратил соляризацию в художественный прием, в результате которого обычные предметы, лица, части тела трансформировались в фантастические и таинственные образы. Кроме авангардной фотографии различных стилей и направлений Ман Рэй прославился как мастер фотопортрета, как один из лучших фотографов для журналов мод сотрудничавший с «Harper's Bazaar», «Vogue», «Vu» и «Vanity Fair». Вместе с Беренис Эббот, которая некоторое время была его ассистенткой, а потом сама стала известным фотографом, Ман Рэй ввел в круг внимания сюрреалистов, а затем и более широкой публики замечательного французского фотографа Эжена Атже. В 1940 году Ман Рэй вернулся в Соединенные Штаты. Это решение далось ему нелегко, он постоянно откладывал отъезд, до последнего дня надеясь на лучшее: сначала, что войны не будет; потом, что Франция останется в стороне от военных действий; когда немецкие войска вошли в Париж, что ему удастся отсидеться где-нибудь в провинции. В конечном итоге обстановка стала слишком взрывоопасной и Ман Рэй уехал в Америку, оставив во Франции дом, машину, друзей, славу художника-авангардиста и одного из лучших парижских фотографов, практически все свои картины, они, слава богу, уцелели, и очередную большую любовь - молодую танцовщицу Эди Фиделин.

В Америке для него было тяжким ударом узнать, что его знают только как фотографа, никто даже не догадывался, что он имеет какие-либо другие художественные таланты. Вероятно от обиды Ман Рэй совсем забросил фотографию. Он писал картины и даже иногда умудрялся продавать их - но большой популярностью они не пользовались и больших доходов не приносили. Он проживал привезенный из Франции капитал, но, несмотря на грядущее безденежье, отказывался - за очень редким исключением - от предложений вернутся к фотографической деятельности. Это - если не единственный в истории, то, по крайней мере, один из самых ярких примеров бунта художника против механических средств искусства:

Код:
«Я рисую то, что невозможно сфотографировать, что идет от воображения или фантазий».


Говорил он:

Код:
«Я фотографирую вещи, которые мне не интересно рисовать: вещи, которые уже существуют».


Или в другой раз:

Код:
«Создавать это божественный удел, копировать - человеческий».


И он отказался от «человеческой» доли: занимался дизайном шахматных фигур, писал картины, читал лекции. В общем, по сравнению с двадцатью годами во Франции это была очень спокойная жизнь. В 1951 году Ман Рэй с женой, он женился в 1946 году на танцовщице и фотомодели Джульетт Браунер, возвратился в Париж, где в течение четверти века продолжал заниматься живописью и скульптурой. Его репутация как фотографа была по-прежнему на высоте, несмотря на то, что он почти не брал в руки фотоаппарат. Изредка он выполнял ту или иную коммерческую работу: так, в конце 1950-х годов компания «Polaroid» наняла его протестировать новую пленку. Он отнесся к заданию как истинный сюрреалист - сделал серию фотографий направляя камеру в разные стороны не целясь, случайным образом нажимая на кнопку. В 1940-1950 годах Ман Рэй не принимал участия в фотовыставках, считая ниже своего достоинства участвовать в групповых и не получая предложения устроить персональную. В 1960-х ситуация изменилась: в 1961 году он получил золотую медаль на Венецианском Фотобиеннале, через год состоялась выставка в Париже, в 1966 году - ретроспективная выставка в Лос-Анджелесе. С тех пор его выставки проходят регулярно по всему миру. В 1999 году журнал «ARTnews» назвал его одним из 25 наиболее влиятельных художников ХХ века. Ман Рэй умер в 1976 году в своей студии в Париже в возрасте 86 лет. Эпитафия на его могиле гласит: «Беспристрастный, но не равнодушный». Его супруга организовала Фонд Мана Рэя, который владеет авторскими правами на большинство его произведений, организует выставки, публикует альбомы. В 1991 году Джульетт умерла; ее похоронили в той же могиле с эпитафией «Снова вместе».

Избранная фильмография;

Как будто во сне, мужчина и женщина прогуливаются вдоль по переулку. Они поднимаются по лестнице и входят в комнату, где женщина начинает раздеваться. Человек прощается и уходит. Позднее женщина дает человеку морскую звезду в банке. В его комнате, он рассматривает ее с увлечением, и, как он это делает, окрашенные линии появляются на ладонях рук. Женщина возвращается на ту же лестницу с ножом, в намерении убить, и находит морскую звезду. Человек встречает женщину еще раз в переулке, но на этот раз она вместе с другим человеком. Как она была прекрасна, размышляет он, глядя на морскую звезду.
• 1928 — Морская звезда / L'Etoile de mer (кинорежиссер)

Весь интернет

Ссылки - Авангардные фильмы.
Сборник афоризмов - Ман Рэй - цитаты.